Контакты

приёмная 8 02346 4-12-64
директор 8 02346 4-12-66
hnk_sh1@mail.gomel.by

247622, Гомельская область, г.Хойники, ул. Советская, 119
Открыть контакты

:: ::

ШКОЛА МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

    1. Будь хозяином своей судьбы

 

    1. Достигни успеха в том, что ты любишь.

 

    1. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело

 

    1. Строй свои отношения с людьми на доверии

 

    1. Развивай свои творческие способности

 

    1. Культивируй в себе смелость
    2. Заботься о своем здоровье

 

    1. Не теряй веру в себя

 

  1. Старайся мыслить позитивно
  2. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением

Общие положения

Школа молодого учителя (ШМУ) является структурным элементом методической службы школы и субъектом внутришкольного контроля.

В своей деятельности ШМУ руководствуется Кодексом об образовании и настоящим Положением.

Целью деятельности ШМУ является обеспечение прохождения этапа первоначального освоения специальности, новых функциональных обязанностей с минимальными психологическими трудностями, создание условий для максимально быстрого включения молодых педагогов и вновь прибывших специалистов в образовательный процесс образовательного учреждения.

Основными задачами ШМУ являются

Обеспечение условий (управленческих, методических, информационных и др.) для скорейшей адаптации и эффективного включения в образовательный процесс следующих категорий педагогов:

молодых учителей;

вновь пришедших педагогов на работу в данное образовательное учреждение.

Ознакомление всех вышеуказанных категорий работников с приоритетными направлениями работы школы, их ценностными основаниями, с педагогическими технологиями и методами, соотносимыми с системой образования, реализуемой в образовательном учреждении, с требованиями, предъявляемыми школой к профессионализму учителя.

Ознакомление молодых учителей со спецификой образовательного учреждения, особенностями контингента учащихся.

Создание ситуации осмысления и открытия способов работы в этой конкретной ситуации; в условиях данного микрорайона, с конкретным контингентом родителей и учащихся.

Организация деятельности

ШМУ в соответствии с задачами организует следующую деятельность:

Изучает работу вышеуказанных категорий педагогов, выявляет проблемы и трудности.

Проводит анкетирование с целью выявления личностных качеств учителя, уровня профессионального мастерства, сферы и направленности интересов учителя.

Организует процесс обучения педагогов в следующих формах: стажировка, лекция, семинар-практикум, обучение в процессе контроля и экспертной оценки заместителей директора и руководителей МО, наставничество, моделирование и анализ ситуации, посещение открытых мероприятий и их анализ, помощь в конструировании дидактических материалов.

ШМУ работает по плану, являющемуся составной частью плана работы методической службы школы.

Состав ШМУ

ШМУ возглавляет заместитель директора по учебной работе.

Членами ШМУ являются заместитель директора по УР, опытные педагоги.

ШМУ имеет право привлекать к проведению обучения руководителей МО, психолога, педагога социального и других работников школы, готовых к передаче и трансляции опыта работы.

Компетенция и ответственность

Обязанности:

Изучение деятельности начинающих специалистов, выявление существующих проблем, ранжирование их по степени значимости для обеспечения качественного образовательного процесса.

Обеспечение методической, информационной и других видов помощи, организация обучения в различных формах.

Диагностика и контроль деятельности молодых учителей в период обучения, доведение до сведения обучающихся результатов диагностики и контроля, коллегиальное обсуждение.

Соблюдение педагогической этики.

Права:

Планировать работу ШМУ.

Обращаться к администрации с запросом о предоставлении необходимой нормативной, статистической научно-методической документации.

оценивать результаты работы учителей данной категории.

Представлять к поощрению начинающих учителей за результаты работы.

Выявлять успешный опыт решения задач ШМУ среди участников ШМУ и обучающихся, предлагать его к трансляции на уроке школы в форме печатных материалов.

Организовывать открытые мероприятия начинающих педагогов.

Привлекать всех сотрудников школы к участию в работе ШМУ.

Ответственность:

За качество контрольно-диагностических обучающих мероприятий.

За результат, отслеживаемый по позициям:

степень адаптации молодых и вновь прибывших в школу педагогов;

улучшение качества образовательного процесса, который обеспечивают данные категории работников;

достаточный уровень готовности к осуществлению учебного и воспитательного процесса с учетом специфики школы.


Во-первых, уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие.
Во-вторых, уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения, а это:
-уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;
-владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);
-уметь вставать на точку зрения ученика;
-уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
-уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;
-быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним;
-уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;
-уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;
-уметь воздействовать на ученика не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества;
-уметь не бояться обратной связи от учеников;
-уметь действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.


1. Будьте оптимистами! Педагогика - наука сугубо оптимистическая (впрочем, как и любая наука; пессимистичен только дилетантизм). 
2. Не забывайте самого главного: дети - существа парадоксальные, алогичные (взрослые тоже). 
3. Что правильно, что неправильно в общении, можно определить очень просто: верное решение то, которое противоположно нашим обыденным решениям. 
"Рядовые необученные" не только путают объективное с субъективным, но и субъективное с объективным. В сущности, мы сами вызываем все, что происходит вокруг нас, а потом жалуемся, что это не то, что мы хотели бы видеть. 
4. Не тушуйтесь и не бойтесь ничего: опытные учителя знают еще меньше вас, вы еще что-то помните, а они уже все давно забыли. 
5. Как общаться с родителями? Точно так же, как с детьми. Некоторые наивные люди советуются с родителями, читают им лекции и т. п. Не делайте таких глупостей. Помните: взрослые - это очень усталые дети. Исходите также из принципа: не родители должны воспитывать детей, а наоборот, дети - родителей. 
6. В отношениях с администрацией оптимальной является такая тактика: соглашайтесь абсолютно со всем, что вам будут советовать или приказывать, но делайте только то, что сами считаете нужным. И не рвитесь к карьере. Помните, что отличие директора от учителя заключается в том, что его легко снять с работы, а учителя трудно. 
7. Не забывайте: в педагогике решающее значение имеет первый момент входа в класс, первые уроки, первое знакомство с детьми - все первое. 
8. Применяйте правило контрастов: если вы сначала дадите детям волю, а потом прижмете - они вас невзлюбят; если наоборот - сначала прижмете, а потом отпустите - они вам будут благодарны. 
9. Помните: ваше главное дело - это общение с детьми. Умейте испытывать радость от встречи с ребенком. Унылых дети тихо ненавидят. 
10. Не торчите на глазах у детей без дела. 
11. Давайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тем, кому это особенно необходимо. 
12. Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь. "В сомнении - воздерживайся". 
13. С первых дней муштруйте себя. Учитель должен быть всегда в форме, всегда подтянут, всегда в хорошем настроении. Пользуйтесь правилом Карнеги: "Если хочешь быть счастливым - будь им!" 
14. Учитесь здороваться с детьми, это очень важно. Тоном, которым вы говорите простое "здравствуйте", тоже можно воспитывать. 
15. Постарайтесь всеми возможными способами узнать о ваших детях всю подноготную: как они учились, как жили, какими были раньше, буквально с пеленок. Это потом обязательно поможет вам делать педагогический анализ. 
16. Не смущайтесь своими ошибками. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети очень снисходительны к взрослым. А кроме того, если вам не удалось воспитать ваших детей, значит, им удалось воспитать вас. 
17. Хвалите самого себя три раза в день: утром, днем и вечером. Применяйте такую магическую формулу самовнушения: "Я - гениальнейший, величайший, совершеннейший Педагог, всем Педагогам Педагог; меня дети слушают, меня родители уважают, меня администрация любит, а уж как я сам себя люблю, это и сказать нельзя". 
18. Умейте быть ленивым! Недостаток многих педагогов в том, что они развивают бурную деятельность, но забывают думать. Помните: думать - ваша главная обязанность. 
19. Умейте быть детьми. Играйте с детьми, дурачьтесь, прыгайте и скачите. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства.

А теперь две самые последние цитаты.

"Учитель - будь человеком!" (П. П. Блонский). 
"Не пищать!" (А. С. Макаренко).


"Сколько можно бездельничать, ты должен, наконец, заняться учебой!"
В.Шекспир: "Отрицание своего дарования - всегда ругательство таланта".
Р.Мартен дю Гар: "Без труда талант - это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается".
С.Джонсон: "Как бы быстро ни летело время, оно движется крайне медленно для того, кто лишь наблюдает за его движением".
У.Ченнинг: "Великие возможности приходят ко всем, но многие даже не знают, что встретились с ними".
П.И. Чайковский: "Большой талант требует большого трудолюбия".
М. де Сервантес: "Не суждены ленивым почетные триумфы и победы".
К.Гельвеций: "Полное невежество приводит к полному тупоумию".


"Ты постоянно срываешь мой урок, ты должен сидеть спокойно и внимательно!"
Л.Н. Толстой: "Больше всех говорит тот, кому нечего сказать".
Ж.Лабрюйер: "Словоохотливость - один из признаков ограниченности".
К. Прутков: "Болтун подобен маятнику: и того, и другого надо остановить".


"На всякое хотение есть терпение" (пословица).
Д.Лоуэлл: "Внимание - вот материал, из которого сделана память, а память - аккумулятор человеческого гения".
И.Лафатер: "Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать".
Т.Лихтенберг: "Кто раньше времени считает себя гением, тот пропащий человек".


"Кто из вас разбил стекло в классе?! Вы должны говорить правду!"
У.Теккерей: "Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - пожнете судьбу".
К.Маркс: "Гегель где-то отмечает, что все великие личности появляются, так сказать, дважды. Он забыл добавить: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса".
Л.Берне: "Любой человек имеет право на глупость - против этого нельзя возражать. Но этим правом надо пользоваться с некоторой умеренностью".
Ф.М. Достоевский: "Не сильные лучше, а честные, честь и собственное достоинство сильнее всего".
Петр Первый: "За признание - прощение, за утайку - нет помилования. Лучше грех явный, нежели тайный".
Ч.Дарвин: "Способность краснеть - самое характерное и самое человеческое из всех человеческих свойств".


I. Анализ ТДЦ (триединой дидактической цели урока).
• Определить краткость, четность и простоту формулировки ТДЦ. Заложен ли в ней конечный результат (чего достичь, чему научить, чему научиться?);
• Выяснить, в какой связи цель данного урока находится с общей целью темы;
• Определить степень осознанности цели самим учителем;
• Определить соответствуют ли воспитывающий и развивающий аспект образовательному аспекту ТДЦ;
• Оценить насколько понятно и доходчиво сформулирована цель урока для учеников, была ли она понятна и осознана ими.

II. Анализ содержания учебного материала.
• Определить соответствие учебного материала требованиям учебных программ;
• Определить рациональность последовательности его рассмотрения, расположения, его связанности, опора каждого последующего понятия на предыдущее;
• Рассмотреть дает ли организация рассмотрения материала возможность выделить его ведущую идею;
• Определить уровень доступности содержания учебного материала:
- простоту;
- понятность;
- отсутствие упрощенности;
- доступный уровень сложности.
• Установить воспитательные возможности данного учебного материала;
• Рассмотреть возможности содержания учебного материала для развития учащихся, определив, каким образом на основе данного учебного материала может быть достигнут развивающий аспект ТДЦ;
• Определить связь теоретической части учебного материала с практической и наоборот;
• Рассмотреть логичность построения учебного материала:
- соответствие общего и частного;
- однозначность терминологии;
- отсутствие повторения.
• Дать оценку целостности, связанности содержания учебного материала.
• Оценить взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки; межпредметные связи по содержанию (использование знаний по смежным предметам в качестве опорных, использование задач и текстов с производственным содержанием для создания проблемных ситуаций).
• Оценить информационное пространство урока; достаточный (оптимальный) объем материала, использование различных источников знаний, ТСО, дидактического материала (на каком этапе и с какой целью).

III. Методы обучения.
• Какие общие методы обучения использовались и их педагогическая целесообразность;
• Каков характер деятельности учащихся и учителя при использовании данных методов;
• Оценить методы активизации познавательной деятельности учащихся (репродуктивные, продуктивные, частично-поисковые, проблемного изложения, исследовательские);
• Выявить соответствие методов обучения содержанию учебного материала, обеспечили ли они должную систему его усвоения;
• Определить насколько методы обучения соответствовали реальным возможностям учащихся группы;
• Установить результативность методов через анализ знаний учащихся, полученных в ходе применения учителем этой системы методов.
IV. Деятельность учителя
• Определить характер деятельности учителя: по организации УВП – это учитель информатор или организатор познавательного процесса;
• Была ли на уроке обратная связь с учащимися, ее эффективность;
• Качество речи учителя (оптимальность темпа, дикция, образность, эмоциональность);
• Позиция учителя по отношению к учащимся и правильность выбранного стиля управления уроком и деятельностью учащихся;
• Воспитательное воздействие урока:
 использование воспитательных возможностей содержания учебного материала;
 воспитательное значение личности учителя и его деятельности на уроке.
V. Деятельность учащихся на уроке:
• Включенность учащихся в познавательную деятельность;
• Актуализация знаний (умение вычленять ведущие идеи в учебном материале, сопоставлять, обобщать, анализировать);
• Степень самостоятельности учащихся на уроке;
• Развитие навыков общения, сотрудничества, коллективной работы;
• Достаточность учебной нагрузки на учащихся, культура учебного труда. 
VI. Домашнее задание:
• Рациональность места домашнего задания на уроке;
• Наличие и качество инструктажа по выполнению домашнего задания;
• Какие виды домашнего задания были предложены (обязательное, по выбору, свободное, опережающее, творческое, дифференцированное…);
• Ориентация на ведущую идею в содержании домашнего задания.
VII. Общие выводы по уроку:
• Урок цели достиг;
• Урок цели не достиг;
• Урок цели достиг частично.
VIII. Предложения учителю по совершенствованию мастерства в методике (технологии) урока, дидактического обеспечения урока, расширения информационного пространства, организации познавательной деятельности учащихся.


    • Прочитай раздел программы, который надо изучать на уроке.

 

    • Изучи материал этого раздела.

 

    • Проанализируй учебный материал.

 

    • Сформулируй цель урока. Ответь на вопрос, чего бы хотел достичь в результате урока.

 

    • Представь коллектив данного класса, отдельных учеников, постарайся наметить их путь к выполнению задач урока.

 

    • Выбери самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.

 

    • Соразмерь выбранные приемы со своими возможностями, определи свои действия на уроке.

 

    • Продумай структуру урока, его ход.

 

  • Зафиксируй все подготовленное в плане или в конспекте.
  • Повтори про себя или вслух основные моменты плана.

Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.

Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников.

Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.

Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.

Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.

Дальше доклад. Сначала - черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики.

Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.)

Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.

Проверь себя:

а) какие факты, общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке;

б) какое умение формируется на данном уроке;

в) какие мировоззренческие понятия, политические, нравственные или эстетические оценки необходимо сформировать на уроке;

г) какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.

 

1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.

2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.

3. Изучите методические пособия к проведению урока.

4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.

5. Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть - урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.

6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.

7. Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.

8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока - это будет вашим творчеством.

9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.

10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.

11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.

12. Постарайтесь "примерить" свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки - это и есть индивидуальный подход, без которого н не добиться глубоких и прочных знаний.

13. Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок - законченное целое, но он - звено всего учебного и воспитательного процесса.


    • Не унижай.

 

    • Не угрожай.

 

    • Не вымогай общения.

 

    • Не морализуй.

 

    • Не лишай ребёнка возможности быть самим собой.

 

    • Не навреди.

 

    • Не бойся признать свою ошибку.
    • Начинай воспитание с себя.

 

    • Верь в своего ученика.

 

  • Помоги ребёнку поверить в себя.

Соседние подразделы:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
СОВЕТЫ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ
ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Нормативно - правовые акты
Школа активного гражданина
ГОД МАЛОЙ РОДИНЫ
Виртуальный музей чернобыльской катастрофы