Контакты

приёмная 8 02346 4-12-64
директор 8 02346 4-12-66
hnk_sh1@mail.gomel.by

247622, Гомельская область, г.Хойники, ул. Советская, 119
Открыть контакты

:: ::

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для одиннадцатиклассников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений — уже на вступительных экзаменах.

Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. 
Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своемуодиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.
Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.
Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.
Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».


Проблемы компьютерной зависимости

 

üнеоправданно частая проверка электронной почты;

üчрезмерно длительное пребывание за компьютером;

üбыстрый, неряшливый прием пищи, часто прямо перед монитором;

üравнодушие к семейным контактам, своему здоровью, успешности в учебе, школьным и внешкольным мероприятиям;

ü"выпадение" из режима реального времени;

üвизуально наблюдаемое бесцельное "перескакивание" с одной компьютерной программы на другую;

üнеоправданно быстро появляющаяся усталость, раздражительность, перепады настроения;

üпостоянное, или значительно более частое общение в режиме on-line, чем непосредственные;

üпогружение в Internet как средство ухода от проблем, от плохого настроения, чувства потерянности, тревоги, подавленности;

üприоритет пребывания в Internet над всеми остальными видами деятельности и общения;

üнарушение обещаний в отсутствии взрослых не входить в Internet ;

üзначительное улучшение настроения от работы за компьютером;

üотрицание, часто аффективное, компьютерной зависимости.

 

Наличие прогрессирующих физических отклонений:

 

²Нарушение зрения

²Снижение иммунитета

²Головные боли

²Повышенная утомляемость

²Бессонница

²Боли в спине

²Туннельный синдром (боли в запястье)


  1. Люди отличаются друг от друга не только внешними чертами, характером, поведением, но и индивидуальными особенностями памяти. Одни легко запоминают и прочно удерживают в памяти факты, события, другие запоминают внутреннюю связь явлений и событий. Отличается у нас и способ восприятия информации. Кто-то легче запоминает услышанное (аудиалы), а кто-то увиденное (визуалы).

    Чтобы определить, кто вы – аудиал или визуал, выполните следующее упражнение. Вспомните обыкновенный телефон. Что первым приходит на ум – его звонок или цвет (форма)? Если вначале вспомнился звук, то вы легко и быстрее запоминаете на слух. Если цвет (форму), то вам легче запомнить увиденное. Но в любом случае оптимальному запоминанию содействует совместное участие нескольких органов чувств. Поэтому лучше всего видеть перед собой текст и одновременно «озвучить» его – читать вслух, проговаривать то, что нужно запомнить.

  2. Процесс запоминания ускоряется, если информация понятна и систематизирована. Поэтому целесообразнее потратить время на то, чтобы понять материал, чем на механическое зазубривание. Понимание материала достигается при осмысливании и сопоставлении новой информации с известной: сначала нужно понять общий смысл, затем выделить и запомнить главные смысловые фрагменты и, наконец, проанализировать отдельные детали.

  3. Если материал большой по объёму, то его следует разбить по смыслу, выделить смысловые опорные пункты. Для этого вначале нужно прочесть весь материал и осмыслить его. Чтобы связать между собой смысловые части, надо выделить опорное слово, от которого потом будет легче оттолкнуться для раскрытия содержания всей части.

  4. Большое значение для успешного усвоения знаний имеют максимальная концентрация внимания, напряжение умственных сил.

  5. Сознание необходимости, важности запоминаемой информации и связанная с этим ответственность значительно улучшает запоминание. Эффективной будут сознательная установка на длительное запоминание, постановка цели: запомнить навсегда.

  6. При заучивании любого материала полезно выполнять какие-либо активные действия: записывать самое главное, читать текст вслух, и т.д.

  7. Даже если всё выучено, лучше повторить материал. Полезно рассказать текст вслух, а потом свериться с учебником. И если есть проблемы в теме, материал необходимо подучить.

  8. Огромную роль в закреплении следов памяти играют эмоции, которые возникают на основе интереса. Поэтому необходимо создать интерес к изучаемому материалу.

  9. Повторение – мать учения, говорят в народе. Безусловно, изученный материал необходимо повторять. Первый раз лучше всего повторить изученное либо через 10-30 минут после окончания занятия (не раньше) или сразу после перерыва в занятиях. Причём совершенно не обязательно всё прочитывать – достаточно просто просмотреть материал. Второй раз желательно повторить учебный материал перед сном.

  10. Перерывы необходимы. Повтор без перерыва в 10-30 минут, приводит к перегрузке кратковременной памяти, и информация с большим трудом предаётся в долговременную память. А ведь именно долговременное хранение информации нам необходимо!

  11. Во время перерыва желательно проявлять физическую активность – то есть отдыхать не сидя или лёжа, а прогуляться хотя бы по квартире, поупражняться и т.д. а после перерыва сделать первый повтор.

  12. Предметы необходимо чередовать. Например: математика – литература – физика - география…

  13. Оптимальный график работы с информацией выглядит так:

    30 минут занятий – 10 минут перерыва; 

    30 минут занятий – 15 минут перерыва; 

    30 минут занятий – 15 минут перерыва; 

    30 минут занятий – 10 минут перерыва; 

    30 минут занятий – 60 минут перерыва.

  14. Придя на экзамен, будьте твёрдо уверены: ВЫ ЗНАЕТЕ! Займите своё место и сосчитайте до 10, затем 7 раз сделайте быстрый вдох и очень медленный выдох. Потом спокойно пишите опорные слова


Общительный  человек   смело шагает навстречу людям. Если у  тебя доброе сердце, чистая душа, пытливый  ум  и здоровая  любознательность  –  интересные  встречи  и  море  событий  обязательно произойдут. Общительность пополнит твой жизненный багаж новыми знакомствами и полезными делами. Возможно, деловые встречи покажутся тебе менее интересными и более скучными, но зачастую именно они приносят осознание собственной значимости. Разве ты бы открыл  в  себе   математические   способности  или,   например,   музыкальный дар, отказавшись ходить в школу. Ведь именно учитель, общаясь с тобой, выявляет твои способности, помогает развивать их. Также, огромное значение в жизни человека имеет общение с родителями. Разговаривай почаще  со  своими родителями, сообщай  им  новости  твоей  жизни. Старайся  не обманывать родителей. Тайное всё равно становится явным. Чаще всего родительский запрет оказывается правильным решением. Задумайся, что бы произошло, если бы тебе было позволено всё! Возвращение домой к определенному времени – это способ оградить тебя от неприятностей, то есть мера безопасности. Если задерживаешься, обязательно позвони, родители же волнуются.

И  всё - таки  чаще, чем  со  взрослыми,  тебе  приходится  иметь  дело  со  своими ровесниками. Общение с ними составляет важнейшую часть твоей школьной жизни.

Но всегда ли оно бывает радостным? Многое зависит от того, как ты умеешь строить свои отношения с ребятами.

    • Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека

 

    • Помни, каждый достоин уважения, так как он – человек.

 

    • Проявляй чаще интерес к другому человеку. Научись находить в нём хорошее.

 

    • Не замечай мелкие недостатки товарищей. Ты тоже не идеален.

 

  • Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто- то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.

И последнее, старайся участвовать во всех делах класса, во внеклассных мероприятиях - это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.


  1. Наблюдай за собой в течение какого-то времени. Четко определи, от каких привычек или черт характера ты хочешь избавиться. Это твоя Цель.

  2. "Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть",  - писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать.

  3. Борись с недостатками путем их замены достоинствами. Готовясь к тому, что это длительный, постепенный процесс. Чем меньше насилия над собой, тем лучше, но помни слова Лафонтена: "Путь, усыпанный цветами, никогда не приводит к славе".

  4. Овладей тремя самовоздействиями: самоободрением, самоубеждением и самоприказом. Учись видеть в себе другого - "человека привычки", от плохих свойств которого хочешь избавиться. Общайся и взаимодействуй с ним. Но он – это не ты!

  5. Умей и отступать. Но всегда помни, что тактические поражения не должны поколебать уверенности в стратегической победе.

  6. Старайся сопровождать воздействия на самого себя положительными эмоциями, подкреплять свои победы приятными переживаниями.


Поговорим о том, как рассчитать силы, чтобы довести важное дело до конца. Это совсем не просто.

Многие люди часто переоценивают свои силы и недооценивают время. Им кажется, что они могут решить задачу очень быстро.

А на самом деле всегда оказывается, что времени на это нужно в 3 раза больше.

Иными словами: если вам кажется, что для сочинения вам хватит одного часа, будьте уверены, что вам понадобится все три!

Чтобы не попасть в ловушку ко времени, нужно дробить задачи и дела на более мелкие и делать их постепенно.

Например, не стоит сразу учить все 5 куплетов стихотворения. Можно каждый час учить по одному куплету, а в перерывах можно заняться чем-то другим.

Подумайте, как можно разбить ваше важное дело, чтобы к концу дня оно не навалилось на вас всей своей тяжестью, которая может просто придавить.

Также нужно уметь давать обещания. Как часто мы легкомысленно обещаем что-то сделать, не задумываясь о том, хватит ли у нас сил на это.

В результате или не выполняем обещания, или выполняем за счет каких-то своих важных дел. Чтобы все успевать и не нарушать данное слово, нужно следовать трем простым правилам:

- не торопиться соглашаться, а принять решение, только взвесив свои силы и наличное время;

- честно сказать «нет», если не сможешь выполнить;

- взять на себя только посильную часть задачи.

Если придерживаться этих правил, можно успеть выполнить большее количество своих дел.


Советы  дает американский экономист Карл Хесс в книге "Капитал для детей".
1. Трудись только половину суток. Либо первые 12 часов, либо вторые – это не важно.
2. Труд – это золотой ключик, который откроет тебе двери перед всеми возможностями.
3. Отношение к делу куда важнее, чем способности.
4. Помни, что к успеху мы идем медленно, шаг за шагом.

5. Оказаться на верхушке дуба можно двумя путями. Один – сесть на желудь и ждать, пока вырастет дерево. Второй – взобраться по стволу. Так что выбирай сам.
6. Попытка – не пытка. Даже сломанные часы два раза в сутки показывают точное время.
7. Чтобы стать счастливым, важно не заниматься тем, что любишь, а любить то, чем занимаешься.
8. Забудь выражение "У меня, наверно, не получится". Вместо этого говори: "У меня обязательно получится".
9. Выбирая профессию, думай не о риске, а о возможностях.
10. Верь в свои силы.
11. Без риска ничего не добьешься.
12. Если ты рассуждаешь "Сколько мне заплатили, на столько и наработаю", не рассчитывай, что твой заработок когда-нибудь увеличится.
13. Что посеешь, то и пожнешь.
14. Хороший шанс подворачивается каждый день – надо только уметь его заметить, ухватить и воспользоваться с умом.
15. Куй железо, пока горячо. Через два дня "завтра" уже "вчера".
16. Продай наручные часы, купи будильник.
17. Человек, которому сопутствует успех, хорошо представляет поставленную перед собой цель. Он знает, как и с чего начать.
18. Не терзайся понапрасну. Прошлого не изменить, а если переживать за будущее, можно испортить настоящее.


Почему мы хотим поговорить о начале рабочего дня? Ты сам уже, наверное, заметил, Что  с  глупыми  людьми  общаться  неинтересно. Поэтому,  чтобы  стать  таким  же интересным, как мама и папа, старшие друзья, тебе нужно хорошо учиться. Для этого
ты каждый день ходишь в школу. Твой школьный день можно смело назвать рабочим днём, как у мамы и папы, в общем, как у взрослых.
А рабочий день совершенно необходимо начинать в хорошем настроении, чтобы он успешно прошёл и принёс радость, исполнение желаний и планов. Для этого ты, по известной  примете, встаёшь  с  правой  ноги. А  почему  именно  так?  Потому  что правая сторона считается положительной, как бы со знаком « + ». Поэтому встать с правой ноги считается хорошей  приметой, которая должна  принести  удачу. А  ты
помнишь, что  говорят  о людях, которые  приходят  сердитые  и  ничего  у  них не получается: « Не с той ноги встал, наверное». Но самое главное, конечно, встать с хорошими мыслями. Давай разберёмся, какие же это мысли. Для этого вспоминаем –
тебе  нужно  провести  удачно  день. В  плохом  настроении  сделать  это  никак  не возможно. Тебя будят утром, хотя очень не хочется открывать глаза, настроение портится, и жизнь начинает казаться мрачной и тяжелой штукой. Но ведь на самом
деле она светлая, весёлая  и приятная. Для  того чтобы  она  стала  такой  для  тебя, проснувшись, подумай: « Я встаю сегодня в хорошем настроении, и день обязательно пройдет удачно. Все мои задумки исполнятся, мечты сбудутся. А если случится что-то неприятное, я смогу разобраться, почему это произошло, и сумею исправить ошибку. Я понимаю, что учёба – мой долг, она необходима и приносит мне пользу. Поэтому я с радостью собираюсь и иду в школу». Нужные слова ты можешь придумать сам, главное сохрани их добрый положительный смысл. Чтобы закрепить положительный настрой, тебе нужно сделать то, что в плохом настроении делается с большой неохотой. Это – зарядка, душ, уход за собой. Почитай журналы и выбери несложные упражнения, действующие на мускулатуру всего тела. Выполняй их по 3-4 раза, чтобы  не  устать, а  стать  бодрым. Потом  смело  иди  в  душ. Чтобы  не  одеваться второпях, приготовь одежду вечером. Она должна быть чистой и выглаженной. Чтобы день прошёл успешно, необходимо иметь уверенность, что у тебя всё в порядке: и мысли, и физические силы, и одежда. Если ты будешь вовремя ложиться спать, тебе будет легко вставать рано утром, и плохого настроения не будет.
Ну вот, хороший настрой на день тебе обеспечен – и можно спокойно приниматься за учёбу.


Соседние подразделы:
СОВЕТЫ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО
ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ ОДЕЖДЫ
Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения
Здоровый образ жизни