Контакты

приёмная 8 02346 4-12-64
директор 8 02346 4-12-66
hnk_sh1@mail.gomel.by

247622, Гомельская область, г.Хойники, ул. Советская, 119
Открыть контакты

:: ::

Одаренные дети


Одаренные дети

Что такое одаренность

Российские психологи (Ларионова, Шадрикова и некоторые другие) дают такое определение одаренности: 

Одаренный ребенок – это тот, кто выделяется яркими достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в какой-то деятельности. 

Все дети одарены в той или иной степени от природы, но задатки для развития способностей у каждого свои. При этом на развитие ребенка кроме задатков влияют целый ряд факторов − нельзя исключать роли в этом ценностей среды, особенностей здоровья ребенка, материального достатка семьи и многого другого.

Национальная Ассоциация одаренных детей США так определяет одаренность детей: 

Одаренные дети – это те, чьи способности значительно выше нормы.

Во всем мире уровень развитости способностей, темпы роста и развития ребенка принято определять, обращаясь к нормам, описанным Всемирной организацией здравоохранения. В документах этой организации отмечается, например, что для «умения говорить», и не просто говорить, а говорить связно, нормой является возраст 2,5 года, а в 3 года  ребенок должен уметь считать как минимум до трех, знать названия геометрических фигур и различать их, сравнивать предметы по цвету и величине. 

Ключ к пониманию одаренности – норма, а не, например, оценки в школе. Хорошая успеваемость – это лишь один из показателей способностей ребенка, но он не единственный, видов одаренности гораздо больше.

Какая бывает одаренность

Творческая 

Музыка, пластика, театральное искусство, рисование, танцы, лепка, конструирование – если вы понимаете, что интерес к этим областям у ребенка выше, чем у сверстников, а результаты работы лучше, чем даже у иного взрослого, − это одаренность.

Физическая, или психомоторная

Когда 5-летние малыши без промаха бьют по воротам десять раз из десяти, осваивают велосипед, в то время как сверстники только делают первые шаги, - это она, одаренность.

Коммуникационная 

Дети, которые рано начали говорить, легко и с удовольствием учат стихи, быстро запоминают и пересказывают услышанные или прочитанные, болтают без умолку обо всем, что узнали, – одаренность налицо.

Социальная

Если ваш ребенок моментально всех мирит, организовывает общую интересную игру, находит общий язык с каждым, если без него и праздник не праздник – он одарен. 

Академическая

Пятерки стройными рядами, всегда готовое домашнее задание, победы во всевозможных олимпиадах − вот так она проявляется.

Интеллектуальная 

Не путайте с академической. Ребенку интересно узнавать новое, он читает про динозавров, сам ставит химические опыты, но при этом не любит учиться в школе и не радует вас хорошими отметками? Не спешите ругать его или нанимать репетитора. Ваш ребенок, возможно, одарен. 

Практическая

Ребенок быстро понял, почему не работает дверной звонок и починил его, открутил все ручки у кухонного гарнитура и построил космолет, приготовил салат буквально из ничего – ваш ребенок одарен. 

Как распознать одаренного ребенка

Первые признаки обычно замечают родители − ребенку гораздо больше интересны какие-то занятия или области знания, чем ровесникам, или ему дается что-то легче остальных. Если он схватывает информацию на лету, ведет себя, как взрослый, возможно, он одарен. 

Дальше общество, то есть все те, кто ребенка окружает, – семья, воспитатели, учителя и врачи, или подтверждают его способности, или нет. В обществе действуют нормы, именно на них взрослые и ориентируются. Но здесь есть ряд важных оговорок. Во-первых, не все умения можно измерить. Во-вторых, норму можно неправильно понять. Это связано с тем, что часто указывают верхнюю границу. Если ребенок пошел не в 1,5 года, а 6 месяцев, это значит, он одаренный? И, если да, насколько он талантливее того, кто сделал первые шаги в возрасте 10 месяцев?

Для того чтобы понять, одарен ли ребенок, нужно за ним регулярно и системно наблюдать. Если вы постоянно видите, что ребенок лучше, сильнее, смекалистее и мастеровитее остальных – это повод говорить о том, что он особенный. 

Что делать дальше? Продолжать наблюдать. Разговаривать. Заметив интерес, подкидывать то, что может его увлечь. Развивать, хвалить и поощрять.

Обратная сторона одаренности

А как себя вести, если ребенок ведет себя не так, как все, но в другом смысле? Если он отличается от остальных, но по-плохому: дерзит, ссорится, отказывается учиться? 

Мы привыкли думать, что талант себя проявит. Это правда. Как правда и то, что он может проявить себя таким образом, который нам не приходил в голову. За одаренностью часто прячется плохое поведение, ужасные оценки в школе, конфликты с учителями и одноклассниками, замкнутость, тревожность, гиперактивность. Это все считается отклонением от нормы – социальной, психологической, педагогической. Но то, что обычно приписывают плохому воспитанию, может оказаться признаком одаренности. 

Ребенок плохо ведет себя на уроке, не выполняет домашние задания, а то и вообще прогуливает школу. Плохой ученик? Возможно. А может быть причина в другом. Ему скучно на уроках, темп изучения материалов для него слишком медленный, ему просто нужны более сложные и интересные задания. А может быть ребенок сконцентрирован только на том, что ему интересно, он не может переключиться. Талант приносит своему обладателю и такое.

Как родителям вести себя с одаренным ребенком 

Учите его отдыхать

Талантливые дети часто очень требовательны к себе. Они не могут сидеть сложа руки, постоянно практикуются в том, что у них получается лучше всего, поэтому напряжены и беспокойны. Гуляйте вместе, освойте дыхание животом, выучите вместе несколько расслабляющих поз из йоги, на своем примере покажите, как иногда прекрасно просто побалбесничать.

Откройте ему способы для самовыражения

У талантливых детей, как ни странно, полно страхов и комплексов. Они понимают, что отличаются от других, и часто их это не радует – ведь таким детям сложно вписаться в компанию сверстников. Старый добрый дневник или модный блог – это отличный способ высказать все, что творится в душе. Не хочет или не любит писать? Не беда: есть много других способов творческого самовыражения – танцы, спорт, рисование, музыка. Помогите ребенку найти то, что поможет ему раскрыться.

Помогайте ему сосредоточиться

Талант – это не синоним дисциплине. Часто даже наоборот: чем одареннее ребенок, тем труднее ему заняться делом. Четкое расписание, понятные инструкции, здоровый распорядок дня, где есть место и учебе, и отдыху, точные сроки окончания выполнения заданий – все это очень нужно одаренным детям.

Найдите ему сильного наставника

Школьные учителя не всегда являются авторитетом для талантливых детей: материал урока преподносят, на их взгляд, скучно, сам материал неполный и устаревший, да еще и за невнимательность на уроке учитель ругает. 

Ребенку важно за кем-то тянуться. Одаренному – вдвойне: если его не вести за собой, от таланта ничего не останется. Найдите такого взрослого, который превратил свое увлечение в настоящее дело, открыл его с новаторской стороны, достиг в нем невероятных успехов. Будет ли это кто-то из окружения или лектор с канала на Youtube - не так уж и важно. Главное, чтобы, глядя на этого взрослого, ребенок вдохновлялся.

Как и чему учить одаренного ребенка, если вы учитель

Выясните, что ему интересно. Разделять его интерес или перекраивать учебный план совсем необязательно. Но знать, чем увлекается одаренный ребенок, и использовать это знание в учебе – нужно. Только так  педагог может найти подход к ребенку и правильно мотивировать его на обучение.

Позвольте ему выбирать дополнительные задания. Предложите ученику кроме подготовки ответов на вопросы из учебника сделать презентацию по изученной теме. Подберите сложные задачки, требующие нестандартного решения. Напишите вместе очерк или эссе по пройденному на уроках литературы произведению. 

Не бойтесь отдавать материал на самостоятельное изучение. Одаренные дети интуитивно выбирают самый эффективный формат. И самое главное, не забывайте хвалить одаренного ребенка и отмечать его особые старания и результаты.

Предложите ему стать вашим помощником. Одаренные дети любопытны, они часто смотрят на материал под необычным углом, задают много вопросов и могут объяснить его простыми словами. Лучшего помощника на уроке вам не найти.

Как нельзя учить одаренных детей

Главное правило – никогда не занимать позицию «Ах, ты самый умный?» Задания не должны быть наказанием для ребенка или проверкой его умений. Они должны разжигать его любопытство, отвечать его интересами и соответствовать способностям.

Поэтому:

  1. Никаких занудных, одинаковых, повторяющихся заданий в больших объемах. Талантливый ребенок талантлив не потому, что делает больше, а потому что делает по-другому – эффективнее, изобретательнее, парадоксальнее. 
  2. Никаких заданий на скорость – одаренный не спринтер. Часто талантливые дети теряются и в ситуации стресса показывают результат ниже среднего. 
  1. Никаких заданий «для галочки». Меньше всего таланту нужно, чтобы его занимали какой-то ерундой только потому, что он раньше всех справился с заданием. Заранее и каждый раз будьте готовы дать материал, который по-настоящему его увлечет. 
  1. Никакого показательного отделения от остального класса. Не отсаживайте его. Даже самый талантливый ребенок – прежде всего, ребенок, и ему важна компания, чувство общности и локтя, командный дух и поддержка ровесников.
  1. Никакой «обогащенной среды». «Хорошо играешь на скрипке, а сможешь ли так же, но стоя на голове?» – под таким девизом часто проходят уроки для одаренных детей. Для телевизионного шоу этот формат сгодится. Но он никак не скажется на самом даре, не разовьет его, ничему не научит – в лучшем случае. В худшем – смутит, расстроит или разозлит ребенка. 

Самое важное в работе с одаренными детьми − быть внимательным и чутким, наладить контакт, понять, от чего у них горят глаза, поддерживать этот интерес. Проявляя такую чуткость, родители и педагоги всегда получают награду − доверие, эмоциональный взаимообмен и возможность наблюдать, как растет и крепнет талант ученика. 




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

(По Хромовой Т. Одаренные дети, ж. "Воспитание школьников")

1.     Поверьте, работа с одаренным учеником оставит в вашей педагогической деятельности неизгладимый след. Но помните, что это будет испытанием на прочность вашей личности, вашего самоуважения и в очень большой степени вашего терпения. В такой работе расти и меняться должен не только ваш удивительный воспитанник, но и вы сами.

2.     У одаренного ученика, как правило, очень высокая самооценка. Но в то же время именно у таких детей самооценка бывает крайне противоречивой — постоянные переходы от сознания своих особенностей, возможностей до полного самоотрицания. Но одаренному ребенку нужна устойчиво высокая самооценка, именно в ней такой ребенок и черпает силу для своего каждодневного напряженного труда. Педагог, работающий с этими детьми, должен преодолеть сложившееся бытовое представление о вреде "зазнайства" и не только разрушать такую самооценку, но, наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными возможностями. Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо.

3.     Уважайте и обсуждайте любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником. По выражению Нильса Бора, именно "сумасшедшие" идеи сделали современную физику. Если возрастает количество вопросов, на которые вы не знаете ответа или тратите на их выяснение слишком много времени, то лучше обратитесь к администрации, чтобы этому ученику подобрали другого преподавателя, иначе у вас будут накапливаться (ведь он у вас не единственный) усталость, нехватка времени, раздражение. Все это приведет к печальному результату: ученик может разочароваться в вас. Вероятно, все, что вы могли сделать - сделано. Ему нужен другой преподаватель.

4.     Это, конечно, не значит, что одаренным детям нужны только всезнающие учителя, "ходячие энциклопедии". Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать - всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое незнание. Если с достоинством и без "закомплексованности", да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой подсобной литературой - такой педагог находка для одаренного ребенка.

5.     Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами — не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого, хотя, сразу оговорюсь, одаренные дети - благодарные ученики.

6.     Учитель всегда должен помнить, что одаренному ученику необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, ребенок никогда не устает. Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и самому себе - обязательные составные части успешных уроков. Одаренные ученики - трудоголики, особенно когда они увлечены какой-либо идеей. Они способны с головой уходить в интересующую их сферу и полностью игнорировать все, что к ней не относится.

7.     Психологи отмечают, что при своих необычайно высоких способностях одаренные дети часто с трудом приобретают школьные умения и навыки. Так называемая школьная или академическая одаренность, ничего общего не имеет с интеллектуальной и тем более творческой одаренностью. По-настоящему одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные отметки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками и можно разве только в начальных классах. Их можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию оценками почти невозможно. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их "завести". Учитель может пользоваться этой их особенностью.

8.     Все одаренные дети обладают невероятной способностью "поглощать" знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. И учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку. Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычно высока. Учитель должен знать: непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой.

9.     В соответствии с интересами ученика определяется его творческая тема, требующая от него придумывания, самостоятельного выдвижения идей и их реализации. Работая над увлекающей его идеей, школьник удовлетворит свое любопытство, свой "исследовательский инстинкт". Научным руководителем темы может быть школьный учитель, так и человек со стороны (например, научный работник). Зная творческую тему ученика, многие преподаватели будут приспосабливать к ней свой предмет.

10.От учителя одаренных детей больше всего требуются качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический "багаж". Учитель, решившийся на такую самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки. По словам В.Эфроимсона, такая работа возможна только "в коллективе, слитом в единое целое напряженным творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами взволнованными и напряженными, объединенными общей целью и беззаветным руководителем".


Соседние подразделы:
Подготовка выпускников к экзаменам и ЦТ
Профориентация
Профилактика эмоционального выгорания педагогов