Контакты

приёмная 8 02346 4-12-64
директор 8 02346 4-12-66
hnk_sh1@mail.gomel.by

247622, Гомельская область, г.Хойники, ул. Советская, 119
Открыть контакты

:: ::

Золотые правила учителя

Вопросы

Возможные варианты ответов

1.       Место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками.

 

Урок является:

·         вводным уроком перед изучением нового раздела;

·         уроком изучения нового материала;

·         уроком закрепления изученного ранее материала;

·         уроком обобщения материала по данной теме;

·         уроком контроля знаний и умений учащихся;

·         уроком коррекции знаний и умений учащихся;

·         уроком контроля знаний и умений учащихся.

2.       Какие особенности класса были учтены при планировании урока?

 

При планировании урока были учтены:

  • индивидуальные возрастные особенности класса;
  • психологические особенности класса;
  • дифференцированный подход к различным учащимся;
  • способность класса к самоорганизации;

3.       Чем обосновывался выбор структуры и типа урока?

 

Тип урока.

Выбор структуры и типа урока обосновывался:

  • местом урока в теме, разделе, курсе;
  • содержанием урока в соответствии с требованием учебной программы;
  • формулировкой образовательных, развивающих и воспитательных целей урока.

4.       Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения?

 

Формы и методы обучения.

Выбор содержания, форм и методов обучения обосновывался:

  • требованиями образовательного стандарта;
  • потребностями и интересами учащихся;
  • формулировкой дидактической цели урока;
  • спецификой учебного предмета;
  • системой работы учителя.

5.       Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные) были созданы на уроке? Насколько они благоприятствовали успешной работе?

 

На уроке были созданы:

  • ситуация комфортности учащихся на уроке (музыкальное оформление урока, темп и ритм урока, атмосфера доброжелательности и уважения, педагогический такт, толерантность учителя);
  • условия для предупреждения утомляемости учащихся (элементы аутотренинга, фрагменты релаксации, применение различных наглядных пособий, соответствующих  гигиеническим требованиям, чередование видов деятельности, физкультминутки).

6.       Общая структура урока

1)       Основная дидактическая цель урока;

 

 

Образовательная:

Развивающая:

Воспитательная:

2)       Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задач?

 

 

  • Подготовить учащихся к работе на уроке;
  • установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях;
  • организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся;
  • вызвать объективную необходимость изучения, закрепления учебного материала;
  • дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний;
  • установить, насколько усвоен новый материал, связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности;
  • закрепить у учащихся те знания, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу;
  • оценить эмоциональное отношение учащихся к деятельности на уроке;
  • информировать учащихся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

Выбор задач, решаемых на уроке, обосновывается:

  • требованиями образовательного стандарта;
  • спецификой учебного предмета;
  • системой работы учителя.

3)       Этапы урока:

                                I.    Организационный этап.

 

 

  • Приветствие, проверка внешнего состояния классного помещения;
  • проверка подготовленности учащихся к уроку;
  • организация внимания.

                              II.    Этап постановки целей и задач урока.

 

  • Постановка целей и задач перед учащимися.

                           III.    Этап проверки домашнего задания.

 

  • Выяснение степени усвоения заданного на дом материала;
  • определение типичных недостатков в знаниях и их причин;
  • ликвидация обнаруженных недочетов.

                            IV.    Этап актуализации опорных знаний.

 

  • Востребование основных ранее изученных знаний, необходимых для дальнейшей продуктивной деятельности на уроке;

                              V.    Этап усвоения новых знаний.

 

  • Организация внимания;
  • сообщение учителем нового материала;
  • обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения материала учащимися.

                            VI.    Этап проверки понимания учащимися нового материала.

 

  • Проверка глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий.

                         VII.    Этап закрепления нового материала.

 

  • Закрепление полученных знаний и умений;
  • закрепление  методики изучения материала;
  • закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний учащихся.

                       VIII.    Рефлексия.

 

  • Самоанализ своей деятельности на уроке;
  • самоанализ совместной деятельности класса на уроке;
  • самоанализ достижения конкретных результатов деятельности на уроке.

                            IX.    Заключительный этап.

 

  • Подведение итогов урока;
  • оценка работы класса в целом и каждого учащегося в отдельности;
  • информация о домашнем задании.

7.       Как можно оценить результаты урока? Решены ли его задачи?

 

Удалось/не удалось реализовать все поставленные задачи.

Удалось/не удалось добиться желаемого результата.


Активными называют такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий характер. Разнообразие активных методов обучения представлено в таблице 1.

Имитационные

Неимитационные

Игровые

Неигровые

 

ролевые игры;

деловые игры (учебные, производственные, исследовательские);

игровое проектирование и др.

анализ конкретных ситуаций;

имитационные упражнения;

тренинг и др.

проблемные семинары;

тематические дискуссии;

проблемные лекции;

круглые столы;

эвристические методы обучения (мозговой штурм, метод синектики и  т.д.) и др.

Игровое проектирование на основе метода проектов.

Сущность метода проектов состоит в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Дидактическая игра. Под которой понимается вариант учебно-познавательной деятельности в общеобразовательной школе, в ходе которой происходит непосредственное освоение обучающимися дидактического материала, поданного в игровой форме. Она достаточно эффективна при обучении химии, но это не означает, что все уроки необходимо проводить в виде игры.

Анализ конкретных ситуаций. Состоит в изучении, анализе и принятии решения по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства.

Этот метод развивает аналитическое мышление обучающихся, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения системного решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, устранять конфликты.

Эвристические методы обучения – активизируют познавательную самостоятельность обучающихся. Система современных эвристических методов обучения  включает:

  1. Метод мозговой атаки

1.1. Прямая мозговая атака

1.2. Массовая мозговая атака

1.3. Мозговой штурм 

  1. Метод эвристических вопросов (метод ключевых вопросов)
  2. Метод многомерных матриц (метод морфологического анализа)
  3. Метод свободных ассоциаций
  4. Метод инверсии
  5. Метод эмпатии
  6. Метод синектики
  7. Методы «мозговой атаки» понимаются как метод стимуляции творческой активности обучающихся. Они позволяют преодолеть рутинное мышление, рационализм, эмоциональную вялость. Доброжелательный психологический климат способствует интеллектуальной раскованности, усиливает интуицию и воображение (коллективно генерировать идеи продуктивнее, чем индивидуально).
  8. Метод эвристических вопросов. Его целесообразно применять для накопления дополнительной информации в условиях проблемной ситуации, для систематизации уже имеющейся информации.
  9. Метод многомерных матриц. Зачастую новое – это непривычная комбинация уже известных элементов или известного с неизвестным. Этот метод основан на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в ходе матричного анализа исследуемой проблемы.
  10. Метод свободных ассоциаций. Замечено, что в процессе зарождения ассоциаций выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира на основе прежнего опыта творческой деятельности участников коллективного решения творческой задачи.
  11. Метод инверсии (обращения), ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла.
  12. Метод эмпатии, который чаще называют методом личной аналогии. Специфика приема состоит в том, что это как бы связующее звено между интуитивными и логическими процессами мышления. Данный метод предполагает создание фантастических образов, ра зрушает «барьеры здравого смысла» и может натолкнуть на оригинальные идеи.
  13. Метод синектитки (синектика – объединение разнородных элементов). Применяя этот метод нужно избегать четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение должно начинаться не с собственно задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков. Такой анализ проясняет постановку проблемы, четче обрисовывает ее. Понятно, что многое зависит от руководителя творческой группы, его личностных качеств и профессиональных способностей.

  1. Контакт глазами.

Пристально посмотрите на ученика. Он знает, что он делает. И знает, что я знаю, что он делает. И он знает, что этот взгляд означает «хватит». Пристальный взгляд (без осуждения) - это все внимание, которое он «выручил» за свою проделку. Никаких слов - только взгляд.

  1. Встаньте рядом.

Физическое приближение - это так же инструмент, помогающий минимизировать поведение, направленное на привлечение внимания. Продолжая вести урок, просто подойдите и станьте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов. Дети поймут, что делают что-то не так, при этом делать это рядом с учителем не так-то и удобно.

  1. Используйте имя ученика.

Этот прием позволяет одновременно дать минимальное внимание «в награду» за демонстративное поведение и рекомендовать ученику присоединиться к тому, что вы объясняете. Учитель делает это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока: «Таким образом, квадрат гипотенузы, Вова, равен сумме ...».

  1. Секретный сигнал.

С некоторыми из учеников можно договориться о прекращении их шалостей на уроках. Стоит попробовать один-на-один поинтересоваться, что нужно сделать вам, учителю, чтобы ученик спокойно сидел во время объяснения вами материала другим детям. Может случиться, что вы договоритесь с учеником о «секретном сигнале», который вы будете иногда подавать учащемуся, когда нужно будет сосредоточиться на работе. Быть может это будет подмигивание, или характерный жест руками и т.д. ребенок сам может предложить какой-либо жест, и для него это будет означать, что вы «играете по его правилам».

  1. Доводите до предела демонстративную выходку учащегося.

Учеников, которые не встают в начале урока, приветствуя учителя, можно заставить простоять весь урок; ученики, которые постоянно болтают, пускай весь урок пересказывают, объясняют или читают новый материал.

  1. Включите-выключите свет.

Старый испытанный способ. Когда кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым, просто поверните выключатель, подождите тишины несколько мгновений. Верните все обратно, можно даже поблагодарить учащихся за внимание, которое они вам уделили и продолжите урок.

  1. Манипулируйте голосом.

Этот прием основывается на рефлексах. Тихий голос заставляет учащихся непроизвольно прислушиваться и отвлекает их от нарушения дисциплины, обращая внимание на шепот говорящего. Можно и наоборот: резко, неожиданно для всех, но очень спокойно повысить голос и сразу же вернуться к обычной интонации. Помните, что больше всего ученики не любят учителей, «которые орут». Когда мы говорим с ними спокойно, они делают то же самое.

  1. Поговорите со стеной!

Прием лучше срабатывает в 1-6 классах, когда ученики нарушают дисциплину, повернитесь к стене (или. портрету ученого, писателя} и. начните громко монопог. «Уважаемая стена, ты не поверишь, что происходит в моем классе сейчас: одни выкрикивают ответы, не подняв руки, другие сидят ко мне спиной. А видишь ли ты ученика, пускающего самолетики? Как ты считаешь, что случилось с таким замечательным классом сегодня?» Обратив внимание учащихся на свою шутку, вы сможете спокойно продолжить урок.

  1. Временно прекратите вести урок.

Ученики знают, что учитель в школе, чтобы учить. Когда вы прерываете урок и «ничего не делаете» несколько минут, вы посылаете ученикам впечатляющий сигнал о том, что пора прекратить такое поведение. «Ничего не делать» можно стоя у доски или присев у стола. «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжать урок» - вот все, что иногда можно будет сказать. Даже если кто-то из учеников и не заметит вашего молчания и бездействия, на это внимание ученика быстро обратит весь класс, весомо дав понять, что он один не слушал учителя.

  1. Попросите об одолжении.

«Саша, собери, пожалуйста, сочинения», «Маша, помоги мне снять таблицу с доски» и т.д. Только не используйте этот прием часто, но как единовременная мера он работает хорошо.

Шаги беспроигрышного решения конфликтов (по Т. Гордону)

Шаги

Цели

Действия родителя

Шаг! Распознание и определение конфликта

Вовлечь ребенка в процесс решения проблемы

Четко и немногословно сообщить ребенку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребенка необходимо

Шаг 2. Выработка возможных альтернативных решений

Собрать как можно больше вариантов решения

Узнать решения детей (свои можно добавить позже), не оценивая и не принижая предложенные решения. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив

ШагЗ. Оценка альтернативных решений

Активизировать ребенка на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту

Предложить ребенку высказаться, какие из этих решений выглядят лучше, чем остальные

Шаг 4. Выбор наиболее приемлемого решения

Принять окончательное решение

Узнать, что думает ребенок о каждом оставшемся решении. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге

Шаг 5. Выработка способов выполнения решения

Спланировать процесс претворения в жизнь принятого

Вынести на обсуждение вопросы типа «Когда начнем?», «Кто будет следить за временем?», «Каковы будут критерии качества выполняемой работы?» и т. п.

Шаг 6. Контроль и оценка результатов

Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения

Интересоваться у ребенка, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщать о своих чувствах и мыслях (они могут изменяться) по поводу результатов решения. Пересмотр или корректировка решения, если это потребуется

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВНОМУ СЛУШАНЬЮ

Активное слушанье помогает установлению доверительных отношений и показывает ученику, что вы его слушаете, слышите и понимаете. Используется тогда, когда негативные чувства возникают у ребенка и он пытается их выразить вам. Ваша правильная реакция - залог успешного и бесконфликтного взаимодействия. Активное слушание:

  1. Постарайтесь «прочесть» чувства ребенка за его словами.
  2. Попытайтесь определить их и дать им имена.
  3. Проверьте у ребенка, правильно ли вы определили его чувства.
  4. Дайте ему возможность уточнить вашу догадку или поправить вас, если она неверна.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ Я-ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Я-высказывания больше похожи на информацию к размышлению, чем на обвинения, унижения или оскорбления. Они позволяют делать замечания, не осуждая при этом ученика, и утверждать себя таким образом, чтобы при этом никто не чувствовал себя победителем или побежденным, виноватым или невиновным. Используются я-высказывания тогда, когда негативные чувства возникают у педагога, и позволяют честно и в мягкой форме сказать учащимся о том, как на них отражается поведение детей. Формулируйте «Я-высказывания» следующим образом:

первая часть содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения ...»;

вторая часть называет чувства учителя в этот момент: «...я чувствую сильное раздражение»;

третья часть описывает эффект от плохого поведения: «... потому что я теряю мысль» «... класс отвлекается и не слышит новый материал»;

четвертая часть может содержать просьбу: «... пожалуйста, перестань».

Бывают ситуации, когда эффективнее не просто крикнуть ученику «Прекрати немедленно!!!», а сообщить ему о своих негативных чувствах, выбрав соответствующую интонацию доверия и искренности.


1. Дайте возможность партнеру выразить негативные эмоции, т.е. «выпустить пар».
2. Попросите партнера обосновать свои претензии.
3. Пытайтесь снизить агрессивный настрой партнера, используя различные
приемы, например, попросите совета по отвлеченному, но важному поводу.
4. Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своем отношении к
конкретным действиям и поступку.
5. Попросите партнера сформулировать желаемую цель, пути и варианты
достижения ее.
6. В любом случае дайте возможность партнеру «сохранить лицо».
Сдержите первую реакцию ответа агрессией на агрессию.
7. Доброжелательно проговорите основное содержание претензий
партнера для опровержения или подтверждения правильности понимания его
высказываний. Например: «Правильно ли я Вас понял».
8. Предложите партнеру высказать свои возражения и возможные варианты
решения конфликта.
9. Пытайтесь выстраивать диалог «на равных».
10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете себя виноватым.
11. Сделайте совместный выбор наиболее оптимального способа разрешения
конфликта и оговорите взаимоотношения на будущее.
12. Независимо от результатов взаимодействия старайтесь сохранять деловые
отношения сотрудничества и взаимопомощи.


Семь основных заповедей


Систематически совершенствуйте прежние знания, умения, навыки.

 Активно внедряйте и используйте современные технологии.

 Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, разнообразьте методы и приемы своей работы.

 Учите детей мыслить, самостоятельно добывать знания, отстаивать свои убеждения.

 Создавайте ситуацию успеха на уроке, помогайте слабым поверить в свои силы.

 Связывайте содержания изучаемого материала с жизнью, с достижениями научного прогресса.

 Научитесь любить своих учеников, и они вам ответят тем же.

 
Золотой Кодекс учителя 

- Учи! Ибо ты учитель.

- Не суди, ибо ты не судья.

- Возлюби коллег своих – всех и всяких.

- Возлюби предметы чужие, как свои.

- Начальственной любви избегай, но от благоволения не отказывайся.

- Гнев же начальственный прими к сведению, но не к сердцу.

- Не умничай перед родителями учеников своих, ибо они их родители, а не ты.

- Не жди с трепетом благодарности ни от кого.

- Не обольщайся любовью учеников, ибо будут у них другие учителя, а у тебя – ученики.

- Не пророчествуй ученикам своим, ибо не дано тебе знать, что будет, а чего не будет.


1.Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.


  1. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

 4.Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием про­блемных ситуаций,умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

 5.Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.

 6.Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

 7.Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

 8.Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

 9.Удерживайтесь от излишних замечаний.

 10.При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.


- организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

- проверка домашнего задания;

- проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

- постановка цели занятия перед учащимися;

- организация восприятия и осмысления новой информации;

- первичная проверка понимания;

- организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и  упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

- творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

- контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

- домашнее задание к следующему уроку;

- подведение итогов урока.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

            первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

            указание на то, что учащиеся должны запомнить;

            мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

            сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

            первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

            контроль результатов первичного запоминания;

            регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

            внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

            частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

            сообщение учащимся цели предстоящей работы;

            воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

            выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

            проверка выполнения работ;

            обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

            задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

            постановка цели урока;

            повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

            проведение проверочных упражнений;

            ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

            упражнения на их освоение;

            упражнения на их закрепление;

            тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

            упражнения на перенос в сходную ситуацию;

            упражнения творческого характера;

            итог урока;

            задание на дом.

Структура урока повторения:

            организация начала урока;

            постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

            проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

            подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

            задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

            организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

            постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

            изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.

            подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

            определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

            организация начала урока (психологический настрой учащихся);

            сообщение темы урока и его задач;

            изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

            формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

            упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

            творческое применение знаний и умений;

            упражнение по отработке навыков;

            домашнее задание;

            итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

            организационный момент;

            вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

            выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

            проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

            формулирование выводов по изученному материалу;

            оценка результатов урока;

            подведение итогов;

            задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

            организация начала урока;

            проверка домашнего задания, постановка цели урока;

            подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

            изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

            закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

            обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

            подведение итогов и результатов урока;

            задание на дом;

            подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

 

Структура уроков учителей-новаторов:

Система преподавания Л.В. Маховой:

            рассказ обзорного типа по всей теме;

            урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений

            урок - практическая работа;

            урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;

            заключительный опрос по теоретическому материалу;

            решение задач по теме с применением микрокалькуляторов

Системауроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:

            уроки теоретического разбора материала учителем;

            уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;

            уроки-семинары;

            уроки-практикумы;

            уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:

            урок-лекция по всей теме;

            уроки-решения ключевых задач;

            урок-консультация;

            урок-зачет.


 Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

 

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

-  четко определить и сформулировать для себя его тему;

-  определить место темы в учебном курсе;

- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

 

Подобрать учебные задания, целью которых является:

-   узнавание нового материала;

-  воспроизведение;

-  применение знаний в новой ситуации;

- применение знаний в незнакомой ситуации;

-  творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

-   задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

- задания, способствующие осмыслению материала учеником;

-   задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

-  что контролировать;

- как контролировать;

-  как использовать результаты контроля.

            При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

 

7.Подготовить оборудование для урока.Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

 

8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

 

9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

- формальную;

- содержательную;

-  аналитическую.

Формальная часть выглядит так:

Урок № __________

Тема:____________

Цель:____________

Задачи: обучающие:_____________

развивающие:__________________

воспитывающие:_______________

Оборудование:______________________________________________

Последовательность отдельных этапов урока.

Содержательная часть - состоит из двух частей:

1.тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

  1. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:

что делают

этап урока     

Ученики        

Учитель

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.


Виды домашних заданий

  1. К урокам изучения нового материала

1)   Заучивание материала учебника и его пересказ;

2)   Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;

3)   Сбор материалов из дополнительных источников;

  1. К урокам обобщения

1)   Ответы на специально поставленные вопросы учителя;

2)   Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;

3)   Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану;

4)   Выделение в тексте основного и второстепенного материала;

5)   Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа;

6)   Подборка дополнительного материала по теме;

III. К урокам обучения применять знания

1)   Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц );

2)   Решение задач, аналогичных классным;

3)   Решение задач нестандартных;

4)   Решение задач с меж предметными связями;

5)   Самостоятельное составление задач;

6)   Самостоятельное изучение несложного материала;

7)   Работа над ошибками;

  1. К урокам контроля и проверки знаний

1)   Письменные ответы на вопросы;

2)   Домашняя контрольная работа;

3)   Решение нестандартных задач;

Способы задачи домашнего задания

  1. Выполнить Д. З. по заданному образцу.

На карточке - решение задачи, аналогичной домашнему (слабому ученику)

  1. Самостоятельно изучите материала учебника. Составьте план ответа, определите главное в изучаемом материале. При ответе у доски планом можно пользоваться.
  2. Коллективное домашнее задание. Класс делится на группы по 5-6 человек приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме. Каждой группе дается задание.
  3. Добровольно выбранные домашние задания (Решите из упражнений те, что можете решить, но не менее …)
  4. Карточки для слабых учащихся:

-  с пропусками, которые нужно заполнить

-  с ошибками, которые нужно исправить

-  с неоконченными решениями.

  1. На доске чертеж

-  составить и решить задачу, аналогичную классной (средним ученикам)

 

-  решить задачу по данным чертежа (она аналогична  классной) (слабым ученикам)

-  составить возможные задачи к этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы (сильным ученикам).

  1. Индивидуальные дополнительные задания (или вместо домашнего задания - слабым ученикам)
  2. Необязательные самостоятельные работы, которые выбирают ученики для внеклассной работы (например, на неделю).
  3. Самостоятельная работа по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе.

Способы проверки домашнего задания

  1. У доски ученик решил домашний пример
  2. a) Фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного после записи условия преобразования, затем - следующего и т.д.
  3. b) На доске запись решения примера, аналогичного домашнему. Решение закрыто. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения (то же с помощью сигнальных карточек «Светофор»)
  4. Выяснено, что №… не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся
  5. a) Выполняется этот пример у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;
  6. b) Аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики.
  7. У доски ученик записывает решение задачи или примера. На каком-то этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.
  8. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.

Бал

Магчымы каментар

Парады вучню

2

У цябе ўжо ёсць поспехі. Ты ўмееш выбіраць правільныя адказы з прапанаваных.

 

Уважліва чытай тэкст падручніка: запомні галоўныя тэрміны і паняцці.

4

Малайчына! Ты завучыў вучэбны матэрыял, можаш даць азначэнне паняццю, але пакуль твае веды адрывачныя і фрагментарныя.

 

Пры падрыхтоўць да ўрока заўсёды адказвай на пытанні да тэкста і ў цябе ўсё атрымаецца!

 

6

Малайчына! Ты ўсвядомлена, поўна, правільна пераказваеш матэрыял, адказваеш на пытанні па тэксту. Выконваеш заданні на вывучаныя правілы па ўзору.

 

Наступны крок:
працаваць над
уменнем
выкарыстоўваць
атрыманыя веды
пры самастойнай
рабоце.

8

Малайчына! Ты умееш выкарыстоўваць набытыя веды: прыводзіш свае прыклады і аргументы, параўноўваеш, абагульняеш і робіш высновы, даказваеш сцвярджэнні. Самастойна выконваеш заданні.

 

Наступны крок: навучыцца прымяняць вывучанае ў новай сітуацыі.

 

10

Выдатна! Ты здольны прымяняць веды і ўменні ў незнаёмай сітуацыі: самастойна апісваеш і тлумачыш аб'екты, самастойна фармулюеш правілы, вызначаеш вучэбную праблему і прапануеш спосабы  яе вырашэння; рашаеш задачы рацыянальным спосабам; выконваеш творчыя работы і заданні

 

 


Соседние подразделы:
Методическая копилка
Интернет ресурсы для учителей
Педагогический совет
Права и обязанности
Рекомендации педагогам
Аттестация педагогических работников
Серия книг "Квалификационный экзамен"
Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена
Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен
Документы которые предоставляет педагогический работник для сдачи экзамена
Молодому специалисту
Советы педагога-психолога