Государственный флаг Республики Беларусь
Государственный герб Республики Беларусь
НАШИ КОНТАКТЫ

приёмная 8 02346 4-12-64
директор 8 02346 4-12-66
hnk_sh1@mail.gomel.by

247622, Гомельская область, г.Хойники, ул. Советская, 119
Открыть контакты

Мобильное приложение "МЧС Беларуси: помощь рядом"
Образовательная платформа
:: ::

К вопросу о финансовой грамотности учащихся (обзор ОЭСР)

Сто шестой выпуск «PISA in Focus» посвящен результатам проведенного под эгидой ОЭСР международного исследования по финансовой грамотности учащихся в рамках PISA (международного сравнительного исследования по оценке образовательных достижений учащихся) 2018 г. (опубликован в мае 2020 г.).

Как отмечают авторы издания, кризис, связанный с COVID-19, обнажил характерную для современной ситуации экономическую, финансовую неопределенность и нестабильность, с которой сталкивается население в различных странах. В этих реалиях предстоит жить и работать нынешней 15-летней молодежи (отметим, что исследование проводится среди данной возрастной категории учащихся).

Справочно:
Основная цель исследования финансовой грамотности состоит в том, чтобы определить, насколько 15-летние учащиеся готовы к принятию эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях.

Задания для оценки финансовой грамотности строятся на содержании, структурированном по темам «деньги и операции с ними», «планирование и управление финансами», «риски и вознаграждения», «финансовая среда», и выполнении таких познавательных действий, как выявление финансовой информации, анализ информации в финансовом контексте, оценка финансовых проблем, применение финансовых знаний. В исследовании PISA используются ситуационные (контекстные) задания. Представлены четыре типа ситуаций: образовательный и профессиональный (образование и работа), домашний и семейный (дом и семья), личностный (личные траты, досуг и отдых) и общественный (сообщество и гражданин сообщества).

Овладение финансовой грамотностью оценивается пятью уровнями. Решению финансовых задач в повседневной жизни в достаточной степени соответствует третий уровень (Ковалева, Г. С. Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности: международный контекст // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 2. С. 31–43).

Впервые данное направление исследования появилось в 2012 г. В 2018 г. проходил третий цикл исследования. В нем приняли участие 117 тысяч 15-летних подростков из 20 стран, представляя 13,5 миллионов учащихся этих стран:

  • 13 стран и экономик ОЭСР: Австралия, Испания, Италия, семь провинций Канады, Латвия, Литва, Польша, Португалия, Словакия, США, Финляндия, Чили и Эстония;
  • 7 стран-партнеров, не входящих в ОЭСР: Болгария, Бразилия, Грузия, Индонезия, Перу, Россия и Сербия.

Во всех трех циклах оценки финансовой грамотности (2012, 2015 и 2018 гг.) приняли участие семь стран: Австралия, Испания, Италия, Польша, Россия, Словакия и США.

График 1. Распределение школьников по уровням финансовой грамотности (в %).

Страны и административные единицы расположены в порядке убывания процентов по уровню 2 и выше.

Страны-лидеры рейтинга PISA-2018 – Эстония, Финляндия и Канада; страны с наименьшими баллами – Перу, Грузия и Индонезия.

Самый высокий уровень финансовой грамотности продемонстрировали учащиеся Эстонии. Их результат превысил средний международный на 69 баллов и составил 547 баллов. Результаты учащихся Финляндии, семи провинций Канады, Польши и Австралии также превысили средний международный результат.

Среднее значение финансовой грамотности по всем странам, принявшим участие в исследовании PISA-2018, – 478 баллов. Для стран, принявших участие в исследовании и входящих в ОЭСР, среднее значение – 509 баллов.

Самый высокий – пятый – уровень финансовой грамотности продемонстрировал практически каждый десятый школьник стран ОЭСР. Эти учащиеся справились с заданиями на понимание сложных финансовых явлений и анализ информации в финансовом контексте.

Самый низкий уровень (первый и ниже) финансовой грамотности продемонстрировали 15 % школьников стран ОЭСР. Более трети учащихся таких стран, как Бразилия, Болгария, Грузия, Индонезия и Перу, смогли лишь указать на различия между потребностями и желаниями, принять простые решения относительно ежедневных расходов, а также указать назначение часто используемых финансовых документов.

Для стран – участниц ОЭСР выявлена сильная зависимость между результатами по финансовой грамотности и результатами по математической и читательской грамотности. 80 % разброса результатов по финансовой грамотности объясняется результатами по математике и чтению. Остальные 20 % вариации результатов – факторами, относящимися исключительно к оценке финансовой грамотности.

Для участников из Австралии, Бразилии, Канады, Чили, Эстонии, Финляндии, Литвы и США эта связь выражена слабее. В этих странах учащиеся продемонстрировали более высокие баллы по финансовой грамотности, чем того можно было ожидать на основе полученных ими результатов по математике и чтению.

Обратная картина характерна для результатов по финансовой грамотности учащихся Болгарии, Грузии, Индонезии, Италии, Перу, Польши, Сербии и Словакии. Их результаты оказались хуже, чем ожидалось, исходя из результатов по математике и чтению.

Что касается гендерных различий в финансовой грамотности учащихся, то исследование показало следующее:

  • в среднем по всем странам – участницам PISA-2018 разница результатов мальчиков и девочек составляет всего один балл;
  • в странах ОЭСР мальчики получили на два балла выше по сравнению с девочками (в частности, в Италии, Перу, Польше), однако у мальчиков оказался бóльший разброс результатов;
  • в странах – партнерах ОЭСР девочки получили более высокие баллы, чем мальчики. Однако с учетом результатов по математике и чтению мальчики превзошли девочек на 10 баллов.

Различие в уровне финансовой грамотности учащихся с высоким и низким уровнем социально-экономического и культурного статуса семей учащихся стран ОЭСР составляет 78 баллов (практически один уровень). Максимальный разрыв по данному критерию – около 100 баллов – среди учащихся Болгарии, Перу и Словакии; минимальный – около 60 баллов – Эстонии, Индонезии и Латвии.

С полным текстом периодического издания на английском языке можно ознакомиться по ссылке.

Источник:

PISA in Focus. 2020/106 (May). PISA 2018 results: Are Students Smart about Money? – OECD [Electronic resourсe]. – 2020.

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.

Соседние подразделы:
Единый интернет - портал финансовой грамотности населения
Азбука финансовой грамотности (ОАО «АСБ Беларусбанк»)
Советы родителям "Как научить ребенка финансовой грамотности?
Дети и деньги

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
75 мирных лет
Президент Республики Беларусь
POMOGUT.BY
Министерство образования Республики Беларусь
Национальный образовательный портал
Безопасное детство
Детский правовой сайт
Школа активного гражданина
МЧС Беларуси
БРСМ
Беларусь Библиотечная
Абитуриент.by
Куда поступать