Контакты

приёмная 8 02346 4-12-64
директор 8 02346 4-12-66
hnk_sh1@mail.gomel.by

247622, Гомельская область, г.Хойники, ул. Советская, 119
Открыть контакты

:: ::

СОВЕТЫ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ

 Защита прав ребёнка. Организация выполнения Устава школы.

· Охрана жизни и здоровья детей. Ведение спецкурсов по безопасному и здоровому образу жизни. Организация горячего питания.

· Составление программы изучения личности и коллектива, проведение психолого-педагогической диагностики совместно с психологом школы.

· Заполнение диагностической и нравственной карт класса, проведение психолого-педагогических и психолого-медицинских консилиумов.

· Организация выполнения режимных моментов.

· Организация учебно-воспитательного процесса в классе. Мониторинг домашних заданий. Предупреждение перегрузок. Координация действий учителей-предметников, учащихся и родителей. Связь с библиотекой, анализ читательских формуляров.

· Организация и проведение классных часов, КТД, трудовых акций, конкурсов, интерактивных игр, походов, посещений музеев, театров и т.д.

· Индивидуальная работа с учащимися. Работа с одарёнными, опекаемыми, «трудными», детьми из многодетных и неблагополучных семей по повышению уровня воспитанности и обучаемости, по улучшению социального статуса ребёнка и психологического комфорта учеников в школе. Составление индивидуальной программы воспитания отдельных учащихся. Педагогическая поддержка учащихся в самовоспитании. Профилактика правонарушений.

· Работа с семьёй. Проведение родительских собраний и заседаний родительского комитета. Рейды «Подросток», «Семья» и др. Проведение дней открытых дверей для родителей, организация тематических родительских уроков для учащихся. Родительский всеобуч. Обобщение и пропаганда опыта семейного воспитания, проведение семейных встреч и праздников, организация семейных кружков и выставок.

· Организация и развитие классного коллектива. Педагогическая помощь в организации и работе ученического самоуправления. Организация работы советов дела, клубов, творческих групп, спортивных секций. Организация работы совета библиотеки, совета бережливых и т.д. Организация дежурства, уборки классных помещений, территории школы и школьного двора.

· Организация и участие во всех школьных делах и мероприятиях.

· Проведение рефлексии.


1. Отношение ученика к учению, желание учиться лучше, отношение к успехам и неудачам в учении, стремление выполнять все требования и рекомендации учителей, осознание общественной и личной значимости ученика.

2. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика: - умение планировать учебную работу; навыки составления плана ответа, плана сочинения, плана лабораторной работы, плана решения задачи; - умение выделять главное в учебном материале, делать обобщения, выводы; - умение осуществлять самоконтроль в учении, собранность, внимательность, сосредоточенность; - уровень настойчивости в достижении поставленных целей, преодолевать трудности в учёбе и личном поведении.

3. Ведущие интересы и склонности. Как реализует интересы, склонности в занятиях в кружках и факультативах, олимпиадах, конкурсах в работе по самообразованию через внеурочную деятельность, указать имеющиеся у школьника награды за успехи в урочной и внеурочной работе.

4. Культурный кругозор: начитанность, широта культурных интересов, умение видеть и понимать прекрасное в искусстве, окружающей жизни, художественные способности и их реализация.

5. Общественная и трудовая активность школьника: инициативность, желание участвовать в школьных и классных делах.

6. Состояние здоровья, физическая закалка, отношение к занятиям физкультурой и спортом, участие в спортивных соревнованиях за честь класса и школы, вид спорта, которым увлекается ученик. Награды за спортивные достижения.

7. Нравственная воспитанность школьника: сформированность таких качеств, как товарищество, гуманизм, сознательная дисциплина (при необходимости отметить уровень дисциплинированности и имеющиеся дисциплинарные нарушения), забота об общественном достоянии, степень развитости чувства долга, нетерпимость к недисплинированности, мещанство, честность, порядочность.

8. Взаимоотношения учащегося с коллективом класса, отношение к нему товарищей, степень общительности, его отношение к товарищам.

9. Рекомендации ученику по дальнейшей работе над своим характером, совершенствованием достоинств, работе над недостатками.


1. Диагностическая карта класса.

2. Характеристика класса, воспитательные задачи.

3. План воспитательной работы (по четвертям).

4. Социальный паспорт класса.

5. Список учащихся класса с телефонами, цепочка учащихся для срочного оповещения.

6. Сведения об учащихся и их родителях.

7. Сведения о здоровье учащихся.

8. Расписание уроков класса и классного руководителя.

9. Учёт занятий учащихся в кружках, секциях, факультативах (динамика увлечений).

10. Сведения о питании.

11. Учёт общественных поручений.

12. Сведения об участии школьников в классных и школьных мероприятиях.

13. Анализ проводимых мероприятий.

14. Сведения об участии учеников в дежурстве по классу, генеральных уборках.

15. Учет успеваемости.

16. Работа с учителями, работающими в классе. Посещение уроков в своём классе.

17. Индивидуальная работа с учащимися всего класса и школьниками из группы «риска», состоящими на учете.

18. Работа с родителями.


Родительское собрание – форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Классное родительское собрание проводится не реже 1 раза в четверть. При возникновении непредвиденной ситуации классные руководители могут назначать собрание дополнительно (с разрешения администрации).

Цель собрания – расширить педагогический кругозор родителей, стимулировать их желание стать хорошими родителями. Тематика и методика проведения собрания должны учитывать возрастные особенности детей, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе. На нём проводится анализ возможностей детей, их учебных достижений, демонстрация этих достижений (выставки работ). Разговор может и должен идти не об отметках, а о качестве знаний учащихся, осуждение личности учеников не допускается.

Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: тренинги, дискуссии и т.д. При подготовке и проведении родительского собрания надо учитывать ряд важных положений: атмосферу сотрудничества семьи и школы интонацию собрания (советуем, размышляем вместе) профессиональный уровень педагога – знания, компетентность (знания о жизни каждого ребёнка не только в школе, но и за её пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе) добрые, доверительные отношения (доброжелательность, взаимопонимание) главными показателями эффективности родительского собрания являются: активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Формы проведения УПЗ (форма психолого-педагогического просвещения родителей): конференция, практикум, ролевая игра.


1. Процедура выборов родительского комитета. Наиболее удобный и справедливый способ выбора родителей в родительский комитет следующий. Родители класса по собственному желанию делятся на группы по пять человек. И с 5-го по 11-й класс каждая группу в течении года работает в составе родительского комитета. Если к тому времени, как вы взяли класс, осталось до конца учёбы менее пяти или шести лет, то срок работы родительского комитета сократить до полугода. Важно то, что каждый родитель, сотрудничая с классным руководителем, какой-то период времени проработал организатором деятельности родителей.

2. Распределение обязанностей в родительском комитете. Председатель, казначей, ответственный за помощь детям в учёбе, ответственный за хозяйственную работу.

Председатель: организует работу родительского комитета; активно участвует в организации и проведении родительских собраний; является представителем класса в общешкольных родительских объединениях.

Казначей: собирает родительские средства на нужды классного коллектива; составляет вместе с классным руководителем смету расходов; отчитывается перед родителями за использование средств.

Ответственный за учебную работу: проявляет интерес к учебной работе детей, организует посещение уроков, помогает в приобретении необходимых учебников и пособий, по возможности силами родителей оказывает помощь детям, отстающим в учебе, вместе с классным руководителем и родителями ученика способствует формированию учебной мотивации, ответственного отношения к учёбе, сознательной дисциплины в классе во время учебных занятий.

Ответственный за хозяйственную работу: организует помощь родителей в соблюдении хорошего санитарного состояния класса, в ремонте и оформлении классного помещения, помогает в приобретении необходимых для класса хозяйственных вещей.

Ответственный за культмассовую работу: организует помощь родителей в организации экскурсий, походов, внеучебных развлекательных мероприятий, культпоходов в театр, кинотеатр, привлекает родителей к организации кружков, к проведению классных часов, вечеров и т.п.

3. Содержание работы: составление плана работы; проведение вместе с классными руководителями родительских собраний; сбор и рациональное использование для классных нужд родительских средств; организация работы по привлечению средств для нужд класса (спонсоры, проведение ярмарок, лотерей и т.д.); посещение уроков, знакомство с учебными программа; организация посильной помощи отстающим ученикам в учебе; организация экскурсий (посильная помощь учителям-предметникам); помощь в приобретении необходимых учебников и учебных пособий; привлечение родителей к работе по профориентации и оказанию необходимой психологической помощи; привлечение родителей к ремонту, уборке, оформлению классного помещения, ремонту мебели, к участию в совместных субботниках по работе в классе, в школе, на пришкольном участке; помощь в организации классных часов, утренников, вечеров, в проведении культпоходов, экскурсий, совместных поездок, дней именинника, турпоходов; привлечение родителей к работе кружков; организация совместных вечеров, соревнований, спортивных соревнований.

И родители, и классный руководитель должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной.


1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.

2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.

3. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.

4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.

5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.

6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.

7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.

8. Стараться соблюдать принцип А.С.Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.

9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.

10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я


Соседние подразделы:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГОВ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ШКОЛА МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Нормативно - правовые акты