Контакты

приёмная 8 02346 4-12-64
директор 8 02346 4-12-66
hnk_sh1@mail.gomel.by

247622, Гомельская область, г.Хойники, ул. Советская, 119
Открыть контакты

:: ::

Диагностика самостоятельности учащихся

Среди свойств, составляющих сущность самостоятельности человека, психологи выделяют способность к самоутверждению, умение решать свои проблемы, склонность к риску. Насколько эти свойства развиты у учащихся в предстартовый период, можно проверить с помощью тестов.

Предлагаемый ниже тест выявляет степень проявления упорства и инициативы в реализации своих целей, преодолении различных трудностей.

 

Тест «Способность к самоутверждению»

Инструкция по выполнению теста: «Прочитайте каждое утверждение и поставьте знак «+», если Вы согласны с ним  или «-», если Вы с ним не согласны.Ответы впишите в «Лист ответов» против соответствующего номера утверждения, а затем подсчитайте общую сумму баллов по всем столбцам».

  1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, то мне не нужен совет друзей, чтобы правильно сделать выбор.
  2. При выполнении любой работы я рассчитываю только на себя.
  3. Когда возникает проблемная ситуация, то я всегда нахожу решение.
  4. Препятствия делают мои решения еще более твердыми.
  5. Считаю, что во всех делах нужно полагаться, прежде всего, на себя.
  6. Всегда, когда мне предстоит выполнить важ­ное задание, я все тщательно анализирую.
  7. Своему успеху в учебе я обязан только себе.
  8. Усердие — это основная моя черта.
  9. Меня привлекает ответственная работа.
  10. Мои друзья считают меня волевым человеком.
  11. Многое, за что я берусь, я довожу до конца.
  12. Когда что-то не ладится, я не опускаю руки.
  13. Мне нравится участвовать в соревнованиях и конкурсах.
  14. Я стремлюсь к самоутверждению.
  15. Я всегда стараюсь внести в свою работу элементы творчества.
  16. По отношению к себе я более строг, чем к другим.
  17. Я никогда не откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
  18. Не люблю, когда кто-то вмешивается в мои дела.
  19. Неудачи меня не пугают.
  20. Я твердо стремлюсь добиться своего.
  21. Не люблю делиться своими переживаниями с друзьями и близкими.
  22. Когда представляется возможность, я охотно высказываю свою точку зрения.
  23. Когда у меня есть время, я люблю разгадывать кроссворды.
  24. Если я уверен, что стою на правильном пути, то не испытываю больше колебаний.

Лист ответов

№ п/п

Ответ

№ п/п

Ответ

№ п/п

Ответ

№ п/п

Ответ

1

 

7

 

13

 

19

 

2

 

8

 

14

 

20

 

3

 

9

 

15

 

21

 

4

 

10

 

16

 

22

 

5

 

11

 

17

 

23

 

6

 

12

 

18

 

24

 

Анализ результатов.

Если учащийся получил от 17 до 24 плюсов, то это означает высокий уровень способности к самоутверждению. Подросток обладает честолюбием, стремится быть первым и добиваться успеха во всех своих делах. Если результат в интервале от 9 до 16 плюсов, то это свидетельствует о среднем уровне способности к самоутверждению. В ситуации выбора учащийся не всегда полагается только на себя, он испытывает потребность в совете родственников или друзей. Порой ему хочется все бросить, так как цель, к которой он стремится, кажется ему недостижимой. Если результат ограничивается интервалом от 1 до 8, то это свидетельствует о низком уровне самоутверждения. Учащийся убежден, что в трудной ситуации ему помогут родственники и друзья, а от его усилий мало что зависит.

 

Следующий тест относится к выявлению уровня развития умений решать свои проблемы самостоятельно.

Тест «Способны ли Вы решать свои проблемы?»

Инструкция по выполнению теста: «Из трех ответов на каждый вопрос выберите  тот, который лучше всего отражает       Вашу точку зрения и поставьте знак «+» в «Листе ответов» в соответствующей ячейке».

  1. Рассказываете ли Вы о своих проблемах, неприятностях?

А -нет, это мне не помогло бы;

Б -да, если есть подходящий собеседник;

В -не всегда, людям хватает своих забот.

  1. Сильно ли Вы переживаете неприятности?

А -всегда стараюсь не давать волю чувствам;

Б -все зависит от обстоятельств;

В - смиряюсь, ведь любой неприятности рано или поздно приходит конец.

  1. Вы чем-то очень огорчены. Что Вы делаете в таком случае?

А - позволяю себе удовольствие, о котором долго мечтал;

Б - иду к хорошим друзьям;

В - жалею сам себя, отсиживаюсь дома.

  1. Близкий человек обидел Вас. Как Вы поступите?

А - постараюсь стойко пережить обиду;

Б - потребую объяснений;

В - расскажу любому, кто готов слушать.

  1. В минуту счастья:

А - не думаю о несчастье;

Б - не покидает тревога, что счастье быстро уйдет;

В - не забываю о том, что и огорчений в жизни немало.

  1. Как Вы относитесь к своему здоровью?

А - слежу за своим здоровьем;

Б - обращаюсь к врачу, чтобы узнать о состоянии своего здоровья;

В - тревожусь о своем здоровье, постоянно нахожусь под наблюдением врача.

  1. Судьба, по Вашему мнению:

А -благосклонна к Вам;

Б -несправедлива к Вам;

В - постоянно испытывает Вас.

  1. О чем Вы думаете после ссоры с другом, когда гнев проходит?

А - о хорошем, что было у нас в прошлом;

Б - мечтаю о тайном мщении;

В -о том, сколько вытерпел от него.

 

Лист ответов

№ п/п

А

Б

В

№ п/п

А

Б

В

1

 

 

 

5

 

 

 

2

 

 

 

6

 

 

 

3

 

 

 

7

 

 

 

4

 

 

 

8

 

 

 

Анализ результатов.

Если наибольшее количество плюсов в столбце А, то учащийся способен решать свои проблемы самостоятельно, умеет верно оценить их и принять адекватное решение. Не склонен жалеть себя и переживать обиды, ищет выход из сложной ситуации. Наибольшее количество плюсов в столбце Б означает, что подросток склонен «выплескивать» проблемы и неприятности на других. Ему нужны их сочувствие и совет в решении своих проблем. Если же наибольшее число плюсов в столбце В, то этот учащийся с трудом справляется со своими проблемами. Ему постоянно нужны поддержка, опека. Нередко он замыкается в себе, жалеет себя, считает, что неприятности «подкарауливают» его.

Соседние подразделы:
Алгоритм выбора профессии
В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее полно представляем? На что ориентироваться при выборе?...