Контакты

приёмная 8 02346 4-12-64
директор 8 02346 4-12-66
hnk_sh1@mail.gomel.by

247622, Гомельская область, г.Хойники, ул. Советская, 119
Открыть контакты

:: ::

Опасный интернет

ИГРОМАНИЯ – ЭТО НЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ, А ОПАСНАЯ БОЛЕЗНЬ

Изображение

Развитие современных технологий, доступность для населения участия в азартных играх, привел нашу страну не только к изменению условий жизни, но и появлению новых психологических зависимостей. Некоторым игровые автоматы или лотереи кажутся развлечением и безобидным средством для снятия стресса.

Агенты игровой зависимости бесконечно разнообразны. Кроме игровых автоматов, к ним относятся картежные игры (покер, Блек-Джек и др.), домино и рулетка. Азартные игры как форма досуга или развлечения существуют повсеместно, и подавляющее большинство людей иногда играют в казино, на игровых автоматах, ходят на бега, бьются об заклад, покупают лотерейные билеты. В связи с этим многие американские исследователи считают азартные игры серьезной социальной проблемой, представляющей угрозу для части населения. Проблема усугубляется тем, что в процессе игры в ряде случаев возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем и игра рассматривается как приятное проведение времени. По этому механизму постепенно наступает втягивание и развивается зависимость.

В современной психологической литературе азартная игра определяется как перераспределение благ в условиях преднамеренного риска, когда одна сторона теряет, а другая сторона приобретает, без участия в производстве данных благ, при единственном детерминирующем факторе случая. Игроманию можно определить как такую форму привычной зависимости, когда приобретение благ в результате игры случая становится главным способом удовлетворения возникающей напряженной потребности с целью обогащения.

Актуальность проблемы патологической зависимости от игр рассматривается в связи с тремя основными причинами. 1) Возникновение социальных и финансовых проблемы у патологических игроков: 23% игроков имеют финансовые проблемы, 35% разведены, у 80% нарушены межличностные отношения в браке. 2) Распространенностью противоправных действий - до 60% среди зависимых от азартных игр совершают правонарушения. 3) Высоким суицидальным риском - от 13 до 40% патологических игроков совершают попытки самоубийства, у 32-70% отмечаются суицидальные мысли.

Опрос, проведенный в прошлом году в ряде стран Европы, показывает, что 33% подростков в возрасте от 12 до 17 лет играют в бесплатные азартные игры он-лайн. Такие игры удобны и легкодоступны, а так же к ним можно получить доступ из дома, часто без родительского контроля. Их новизна, высокий уровень стимуляции и низкий уровень физической нагрузки так же является призывом для молодых людей, многие из которых технически развиты.

Патологическое влечение к азартным играм относится к группе психических расстройств. В Международной классификации болезней
10-го пересмотра, основным диагностическим критерием данного заболевания является постоянно повторяющееся участие в азартной игре, которое продолжается и часто усугубляется, несмотря на социальные последствия.

Не во всех странах, игровая зависимость принята как болезнь. В России она внесена в официальный диагностический справочник. В США тоже. Во многих странах Европы подход к этому вопросу гораздо менее лоялен, игровая зависимость считается чем-то вроде вредной привычки.

За рубежом на проблему игровой зависимости обратили внимание около 30 лет назад. Игровая зависимость в США включена Американской ассоциацией психиатров в список психических заболеваний, которой подвержены 2-3% взрослого населения. Четыре из пяти случаев игровой зависимости приходится на мужчин (в основном в возрасте 20-30 лет), и более 90% начинают играть с подросткового возраста. Зависимые игроки идут на большие затраты денег и сил, а также предпринимают активные мыслительные усилия для достижения выигрыша.

Данная зависимость относится к нехимическим видам аддикции и известна как гэмблинг. Она проявляется в безудержном желании постоянно участвовать в бесконечных эпизодах азартной игры, превращаясь в потребность и доминанту, подавляя все другие проявления потребностей – начиная с физиологических и заканчивая высшими духовными. Показательно, что даже потребность в безопасности, базальная для человека, нейтрализуется и перестает быть движущей силой поведения в условиях охватившего азарта. Проблема характера и степени игровой зависимости, познание личностных особенностей играющего человека и характера осуществляемой психологической деструкции его в контексте вышесказанного приобретают особый смысл и актуальность.

Гемблинг (от англ. слова Gamble) - рискованное предприятие, азартная игра. Выделяют «нормальную» и патологическую разновидности гэмблинга.

Непатологический гэмблинг - действие с риском утраты чего-то ценного (обычно денег) при неопределенном исходе и надежде выиграть что-то большей ценности. Непатологических игроков еще называют социализированными азартными игроками, т.е. людьми, еще не утратившими самоконтроля в игре.

Патологический гэмблинг, согласно американской классификации DSM-IV: расстройство контроля над влечениями, характеризующееся дезадаптирующим повторяющимся поведением в виде игромании, имеющим разрушительные последствия для семейной, профессиональной и социальной жизни. Игроманией, как правило, называют патологический гэмблинг.

Некоторыми авторами игромания рассматривается как частный вариант зависимого поведения. По их мнению, актуальность проблемы определяется тем, что расстройство характеризуется:

-поражением лиц молодого возраста;

-быстрой десоциализацией этих людей, влекущей значительный прямой и косвенный экономический ущерб для каждого из них, их семей и общества в целом;

-высокой общественной опасностью этого расстройства - криминализацией и виктимизацией больных;

-наличием большого числа коморбидных расстройств;

-отсутствием единого понимания природы психопатологии, клинической динамики, подходов к терапии и профилактике данного расстройства.

В США существуют специальные критерии, по которым человека можно диагностировать как патологического игрока. Их девять: частое участие в игре и добывание денег для игры; частое участие в игре на большие суммы денег в течение более длительного периода, чем субъект намеревался; потребность увеличивать размеры и частоту ставок, чтобы достигнуть желаемого возбуждения; беспокойство или раздражительность, если игра срывается; повторная потеря денег в игре и взятие их взаймы «до завтра», чтобы отыграть потерю; неоднократные попытки уменьшить или прекратить участие в игре; учащение игры в ситуации, когда грозит выполнение своих профессиональных или социальных обязанностей; принесение в жертву некоторых важных социальных, профессиональных или увеселительных мероприятий ради игры; продолжение игры, несмотря на неспособность заплатить растущие долги.

Подводя итог, можно сказать следующее. Патологическое влечение к азартным играм относится к группе психических расстройств. Данная зависимость относится к нехимическим видам аддикции и известна как гэмблинг. Она проявляется в безудержном желании постоянно участвовать в бесконечных эпизодах азартной игры, превращаясь в потребностную доминанту, подавляя все другие проявления потребностей.

Признаки игровой зависимости: давно увлечен игрой в ущерб работе, финансовому состоянию и семейным отношениям; хочет прекратить игру, но не может остановиться; задолжал денег родным, знакомым; говорит им неправду о том, где провел время и на что тратил деньги; в случае выигрыша не может остановиться и уйти в плюсе, а продолжает игру с целью выиграть еще больше, и в результате уходит в минус. Механизм формирования игровой зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли.

В процессе игры возникают расслабление, снятие эмоционального напряжения, отвлечение от неприятных проблем и игра рассматривается как приятное проведение времени. По этому механизму постепенно развивается зависимость. Аддикция к игре начинается тогда, когда после участия в ней человек продолжает с большим постоянством думать об игре и стремится снова участвовать в ней.

Факторы формирования и признаки аддикции от азартных игр.

В случаях участия в азартных играх бывает довольно трудно определить начало становления аддиктивного процесса, так как аддикция развивается постепенно, исподволь и к ней полностью отсутствует критическое отношение.

В настоящее время можно выделить некоторые предрасполагающие факторы, создающие повышенный риск развития этой формы аддиктивного поведения. К ним относятся неправильное воспитание в семье, включая его различные варианты: недостаточную опеку, непостоянство и не прогнозируемость отношений, чрезмерную требовательность, сочетаемую с жестокостью, установки на престижность. Большое значение имеют участие в играх родителей, знакомых, частые игры в домашней обстановке на глазах у ребенка или подростка. Имеются данные о том, что благоприятную почву для развития игровой аддикции создает «вещизм», переоценка значения материальных благ, фиксирование внимания в семье на финансовых возможностях и затруднениях, зависть к более богатым родственникам или знакомым, убеждение в том, что все проблемы в жизни связаны только с отсутствием денег.

Венгерский психоаналитик Шандор Ференци выдвинул другое объяснение, которое получило название «гипотеза инфантильного всемогущества». Ференци считал, что совсем маленький ребенок не догадывается о своей беспомощности. Лежа в кроватке, он управляет поведением взрослых, повелевая кормить, переодевать и развлекать маленького тирана. Со временем, когда ребенок учится ходить, падает и ушибается, иллюзия всемогущества начинает рассеиваться. Большинство из нас теряет чувство всемогущества к детсадовскому возрасту. Но время от времени оно вновь оживает - например, во время игры, когда игрок впадает в иллюзию, будто он может угадать номера, которые должны выпасть. Каждому, кто когда-нибудь играл в казино или на бирже, знакомо это чувство абсолютной уверенности в успехе, которое является отголоском инфантильного всемогущества.

Помимо психоаналитических существуют и другие объяснения поведения игроков. Страсть к игре связывают, например, со склонностью к риску или потребностью в острых ощущениях. Социологические исследования показывают, что в азартные игры чаще всего играют люди двух типов. Большая их часть имеет очень спокойные и даже скучные профессии (бухгалтер, библиотекарь, ветеринар), а остальные заняты профессиональной деятельностью, связанной с высоким риском (полицейские, биржевые маклеры, хирурги). Первые делают это из-за нехватки острых ощущений в повседневной жизни, а у вторых склонность к риску является, по-видимому, устойчивой чертой характера.

Генетические исследования, проводимые на детях и взрослых показали, что существуют определенные различия в интенсивности синтеза эндорфинов в популяции людей. Оказалось, что существуют ферменты (катализаторы), которые разрушают опиоидные пептиды. У людей, подверженных состоянию зависимости, активность этого фермента повышена, вследствие чего наблюдается внутренний дефицит опиоидов, которые обеспечивают состояние удовольствия и положительных эмоций.

Человек чаще всего эту зависимость любит, потому что она приносит ему удовольствие. Чаще всего любая зависимость, в том числе и игровая, фиксируется на состоянии комфорта, в случае игроков - это выигрыш. Игра заполняет собой в сознании и в жизни игрока некую пустую нишу, потребность в заполнении которой очень высока. Это может быть нехватка любви, внимания, восхищения.

Вместе с тем, выявлено несколько основных причин появления игромании (лудомании, игровой зависимости).

Прежде всего, это чувство одиночества. Чувство одиночества заставляет человека впервые прибегнуть к игре, а полученные впечатления и ощущения в процессе игры заставляют вернуться к ней в очередной раз.

Чувство неудовлетворенности. Это чувство заставляет человека проявлять себя в игре. Являясь недостаточно реализованным в реальной жизни, недовольным собой, человек пытается выразиться в игре, где гораздо легче стать «победителем», чем в реальной жизни. И чем успешнее его результаты в игре, тем больше ему хочется вернуться к ней вновь и вновь.

Чувство легкой наживы. Это касается в первую очередь азартных игр, таких, как игровые автоматы, игры в казино и прочие. Получив один раз выигрыш, и ощутив приток адреналина от обладания столь легко доставшимися деньгами, человек пытается повторить свой успех в игре, который зачастую не удается.

Легкая податливость разного рода зависимостям. Игромания (лудомания, игровая зависимость) является риском для людей, имеющих любые другие зависимости, например, наркотическую или алкогольную.

Психические расстройства разной степени и характеристики. Люди, некогда лечившиеся от психических расстройств также подвержены такому заболеванию, как игромания (лудомания, игровая зависимость). Установлен высокий уровень их податливости азартным играм, вследствие чего и возникает игромания (лудомания).

Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности:

-высокую «социальную смелость» - склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения;

-«подверженность чувствам» - склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах;

-«экспрессивность» - эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу;

-«напряженность» - активная неудовлетворенность стремлений;

-«неустойчивость самоконтроля» - конфликтность представлений о себе; неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы).

Устойчивые ремиссии в основном отмечались у лиц с высоким реабилитационным потенциалом, благополучным преморбидом, монозависимостью, состоящие в браке, имеющие постоянную работу, участвующие в продолжительных лечебно-реабилитационных программах.

Следует помнить, что игромания (лудомания) – это достаточно серьезное заболевание. И, если вы обнаружили признаки игромании (лудомании) у своего родственника, знакомого или близкого человека, следует незамедлительно принимать меры по его лечению. Иначе игромания (лудомания) может привести к непоправимым последствиям.

Лечением игромании занимаются врачи-психиатры-наркологи, психотерапевты и успех лечения зависит в первую степень от того, насколько истинным является желание пациента излечиться и как врач заинтересует пациента на преодоление этого недуга. В первую очередь лечение должно быть последовательным и непрерывным. Очень важно при таком заболевании, как игромания, лечение которой должно проводиться при полном согласии больного, участие родственников и близких людей пациента.

Поддержка со стороны близких поможет значительно быстрее и эффективннее справиться с этим недугом.

 

СПИСОК

организаций, оказывающих помощь населению Республики Беларусь при развитии зависимости к азартным играм

Наименование организации

Адрес

Телефон

1.

ГУ «Республиканский научно-практический центр психического здоровья»

220053 г. Минск

Долгиновский тракт, 152

8(017)3353066

8(017)2898910

2.

УЗ «Городской клинический наркологический диспансер»

г. Минск

220035.г. Минск, ул. Гастелло 16

8(017)2034702

8(017)2030422

8(017)2509062

3.

УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия- наркология»

220013 г. Минск, П.Бровки 7

8(017)3318496

8(017)3317970

4.

УЗ «Молодеченский психоневрологический диспансер»

223310

г. Молодечно

ул. В.Гастинец 58

(801765)80504

(801765)80405

5.

УЗ «Солигорский психоневрологический диспансер»

223710

г. Солигорск

ул. Коржа 1

(801740)220068

(801740)22 0076

6.

УЗ «Борисовский психоневрологический диспансер»

222120

г. Борисов

ул. Связная, 47

(801779)932500

7.

УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»

230003

г.Гродно,

ул.Обухова Г.А, 15

(80152)756760

(80152)751221

8.

УЗ «Лидский психоневрологический диспансер»

231300

г. Лида

ул. Кирова, 16

(801545)50303

(801545)26509

9.

УЗ «Слонимская ЦРБ». Психоневрологическое отделение (амбулаторное)»

231799

г. Слоним

ул. Советская 56

(801562)31387

(801562)24510

10.

УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркология» (наркологический и психиатрический диспансер)

210300

г.Витебск, ул. Коммунистическая, 6)

(80212)614581

(80212)614582

11.

Новополоцкий психоневрологический диспансер УЗ «Новополоцкая центральная городская больница»

211440

г. Новополоцк

ул. Гайдара, 4

(80214)539677

(80214)539474

12.

УЗ «Оршанская центральная поликлиника» психоневрологический диспансер.

211391

г. Орша,

ул. Ленина, 38

(80216)212486

(80216)212129

13.

УЗ «Брестский областной наркологический диспансер»

224003

г. Брест

пер. Брестских дивизий, 2

(80162)282041

(80162)282081

14.

УЗ «Пинский межрайонный наркологический диспансер»

225710

г. Пинск

ул. Рокоссовского, 8

(80165)336409

(80165)336420

15.

УЗ «Барановичский межрайонный наркологический диспансер»

225320

г. Барановичи

ул. Парковая, 53

(80163)

487373

487357

16.

УЗ «Гомельский областной наркологический диспансер»

246014

г. Гомель

ул. Д. Бедного 26-А

(80232)713320

(80232)713322

17.

Светлогорский психонаркологический диспансер УЗ «Светлогорская центральная районная больница»

247434

г. Светлогорск

ул. Школьная, 4

(802342)28688

(802342)22154

18.

УЗ «Жлобинский межрайонный наркологический диспансер»

247210

г. Жлобин

ул. Воровского, 1

(802334)30834

(802334)30839

19.

УЗ «Мозырский психоневрологический диспансер»

247760

г. Мозырь

ул. Малинина, 9

(80236)340999

(80236)341099

20.

УЗ «Могилевский областной наркологический диспансер»

212008

г. Могилев

пер. 4 Мечникова, 17

(80222)729962

(80222)728273

(80222)750755

21.

Наркологическое отделение филиала УЗ «БЦБ» «Бобруйский наркологический диспансер»

213822

г. Бобруйск

ул. Гагарина, 4

(80225)709755

(80225)709713


Памятка для родителей по информационно-психологической безопасности несовершеннолетних

«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность её источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать»

Виртуальная угроза, подстерегающая детей в Интернете, становится более опасной, чем очевидные опасности, от которых мы пытаемся защитить наших детей.

Оставить ребёнка в Интернете без присмотра – всё равно, что оставить его одного в большом городе. Детское любопытство или случайный клик по интересной ссылке легко уведут его на опасные сайты. Родители! Научите своего ребенка использовать Интернет в качестве инструмента для самопознания и источника информации, необходимой для успешного существования в социуме! Помните! Интернет с одной стороны открыл пространство для чистого творчества и свободного выражения, но с другой стороны позволил развиться процессам, пагубно сказывающимся на психологическую безопасность и психологическое здоровье ребенка, подростка!

Какие опасности для детей таятся в Интернете:

Явные опасности

Пропаганда суицидов, порнография, пропаганда насилия, экстремизм, агрессия, кибербуллинг, киднеппинг. К сожалению, в Интернете этого много. Социальные сети, форумы, чаты – всё это позволяет свободно вливать в детские умы подобную информацию, нанося непоправимый ущерб психике.

Опасные молодёжные течения.

Подросший ребёнок будет обращаться в сфере его возрастной группы, которая часто так и называется – сложный возраст. Сайты всевозможных фанатов, социальные сети, объединяющие людей с неуравновешенной психикой в разного рода группы депрессивных течений и группы суицидальной направленности, толкают порой детей к суициду (буллициду) – всё это нужно заблокировать для ребёнка. Также опасение вызывает тот факт, что ряд экстремистских групп используют Интернет для распространения своих идей, пропаганды насилия в отношении национальных меньшинств и иммигрантов. Часто в подростковом возрасте возникает повышенный интерес к своей формирующейся личности. Подростки много времени уделяют своей внешности, пытаются обнаружить у себя часто не существующие косметические дефекты, самостоятельно исправить их. Подписываясь на такие сообщества или группы в социальных сетях как «0 калорий», «Типичная анорексичка» и т.д. ребенок может заинтересоваться и применить на себе опасные диеты и тем самым испортить здоровье.

Виды информации, причиняющей

вред здоровью и (или) развитию детей

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

Родители ПОМНИТЕ!

На страницах Интернета, которые посещает Ваш ребенок, маркерами пропаганды СУИЦИДА являются:

  • наличие предложения, просьбы, приказа совершить самоубийство;
  • наличие указания на самоубийство как на способ решения проблемы;
  • выражение положительной оценки, либо одобрение: совершения самоубийства, либо действий, направленных на самоубийство, или намерений реального (воображаемого) собеседника или третьего лица совершить самоубийство, а также призыва, побуждающего совершить самоубийство;
  • информация, содержащая аргументы, побуждающие к совершению самоубийства, в том числе представление самоубийства как обыденного явления (приемлемого, логичного и закономерного в современном обществе поступка);
  • выражение осуждения, высмеивания неудавшейся попытки совершить самоубийство, в том числе, включая описание отношения, чувств и обсуждения темы лицами, имеющими опыт попытки самоубийства;
  • наличие любого объявления, в том числе о знакомстве, с целью совершения самоубийства, группового и (или) ассистированного самоубийства, а также в целях попытки совершения самоубийства;
  • наличие опроса (голосования), теста, рейтинга на предмет выбора самоубийства как способа решения проблемы, равно как на предмет выбора наиболее безболезненного, надежного, доступного, эстетичного способа самоубийства;
  •  наличие информации об одном и более способах совершения самоубийства;
  • наличие описания (демонстрации): процессов, процедур, изображающих (воспроизводящих) любую последовательность действий и (или) возможных результатов (последствий) совершения самоубийства, средств и (или) мест для совершения самоубийства в контексте рассматриваемого на странице в сети «Интернет» способа самоубийства;
  • наличие информации о совокупности необходимых для самоубийства условий (выбор места, времени, способа, иные подготовительные действия, которые необходимо совершить для достижения цели самоубийства);
  • наличие повышенного интереса к психоактивным вещества. Учитывая, что дети зачастую обмениваются информацией в социальных сетях с помощью картинок, зрительных образов, интерес к измененным состояниям сознания проявляется наличием изображений различных психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и пр.), информации о способах их употребления, возможных положительных эффектах и отсутствии негативных последствий.
  • наличие в социальной сети на странице ребенка видео- и аудиозаписей с деструктивной тематикой, количество просмотров подобных видеороликов в совокупности с частым упоминанием о них ребенком в повседневной жизни демонстрирует повышенный интерес к подобному поведению.

Наркотики, алкоголизм

Мы говорим нашим детям о том, что алкоголизм – это страшная болезнь, а наркотики убивают, но мы не говорим о том, что они вызывают чувство временной эйфории и что именно в этом кроется опасность. Это наша ошибка. Будьте уверены: об этом они узнают от сверстников, прочитают в Интернете, и тогда беда застанет их врасплох. Не допустите, чтобы ложь опередила вас, найдите время и нужные слова, чтобы верно пояснить проблему.

Секты

Следите за тем, с кем и на каких сайтах общается ребёнок в Сети. Проверяйте сообщества, форумы, чаты и сразу блокируйте подозрительные из них. Сектанты - вербовщики всегда принимают облик друзей и обещают что-то хорошее – разберитесь в вопросе сами, насколько это возможно. И помните! Всякое дерево познаётся по плодам. Не позволяйте встречаться с незнакомыми виртуальными собеседниками.

Вирусы, трояны, обманщики

Помимо опасностей человеческих, есть ещё опасности чисто технические. Заблудившись в Сети, очень легко заразить компьютер вредоносными программами, которые могут добавить вам головной боли: кража паролей и прочей конфиденциальной информации, спам от вашего имени, хулиганство, вымогательство, угрозы – всё это может быть плодами вирусов.

Интернет-магазины

Сейчас развелось множество различных сайтов, предлагающих огромный ассортимент различного вида товара: от дисков до компьютера последнего поколения. К сожалению, в погоне за количеством, теряется качество, а методы привлечения клиентов у многих Интернет-магазинов давно уже вышли за рамки законов и совести. Вам могут запросто прислать подделку или вовсе оставить ни с чем.
Кто-то скажет – если целиком оградить ребёнка от всего этого, то он окажется неподготовленным к жизни и сильно пострадает, столкнувшись один на один с жестокой реальностью. Это очень опасное заблуждение. Вы никогда не сможете оградить ребёнка от мира целиком. Поверьте, он в достаточной мере получит контакт с враждебной внешней средой в школе, на улице, со сверстниками и даже по телевизору. Если и в семье ребёнок не увидит стремления к чистым и светлым принципам, то как же он сделает правильный выбор в будущем? Помните! Оградить ребёнка от всего чистого и светлого – ничего не стоит. Достаточно просто ничего не делать.

Рекомендации по обеспечению

информационно-психологической безопасности

Пункт 1:

Как можно больше общайтесь со своим ребенком, чтобы избежать возникновения Интернет-зависимости. Приобщайте ребенка к культуре и спорту, чтобы он не стремился заполнить свободное время компьютерными играми. Запомните! Не существует детей, которых бы не интересовало ничего, кроме компьютера. Помните! «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания»

Пункт 2:

 Существуют определенные механизмы контроля пользования Интернетом, например:

  • размещать компьютер в общих комнатах, или быть рядом, когда дети пользуются Интернетом;
  • совместное с ребенком пользование Интернетом;
  • устанавливать специальные системы фильтрации данных,

самостоятельно закрывающие доступ к определенной информации. Критерии фильтрации задает взрослый, что позволяет устанавливать определенное расписание пользования интернетом.

В ссылках указаны сайты, на которых специалисты ответят на Ваши вопросы о том, как это сделать.

Пункт 3:

Возможные Соцсети, в которых могут «сидеть» Ваши дети – это Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Фотострана, MySpace. Также обратите внимание на ресурс «Мой Мир» на почтовом сайте Мail.

При общении в Сети у ребенка завязываются виртуальные отношения с новыми «знакомыми» и «друзьями», которые кажутся безобидными, поскольку Интернет-друг является как бы «ненастоящим». Предупредите своего ребенка, что под именем «нового друга» может скрываться мошенник или извращенец. Виртуальное хамство и розыгрыши часто заканчиваются киберпреследованием и киберунижением, доставляя объекту травли множество страданий.

Пункт 4:

Научите детей не оставлять в публичном доступе личную информацию: контакты, фото, видео. Запомните принцип Интернет: «Все, что вы выложили, может быть использовано против вас». Желательно оставлять только электронные способы связи. Например, специально выделенный для подобного общения е-mail или номер icq.

Пункт 5:

Станьте «другом» Вашего ребенка в Соцсетях. Это Вам поможет контролировать виртуальные отношения ребенка с новыми «знакомыми» и «друзьями». Объясните ему, что Другом должен быть только тот, кто хорошо известен.

Пункт 6:

Контролируйте время, которое Ваш ребенок проводит в Интернете. Длительное времяпрепровождение в Сети может быть связано с «заигрываниями» со стороны педофилов, особенно в блогах, социальных сетях.

Пункт 7:

Несмотря на моральный аспект, периодически читайте электронную почту ребенка, если вы видите, что после прочтения почты Ваш ребенок расстроен, растерян, запуган.

Пункт 8:

Главное средство защиты от мошенника, педофила – ребенок должен твердо усвоить, что виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными. То есть – никаких встреч в реальном мире с теми друзьями, которых он обрел в Интернете. По крайней мере, без родительского присмотра.

Пункт 9:

Средство защиты от хамства и оскорблений в Сети – игнорирование пользователя - ни в коем случае не поддаваться на провокации. Объясните ребенку, как пользоваться настройками приватности; как блокировать нежелательного «гостя»: добавить пользователя в «черный список», пожаловаться модератору сайта.

Пункт 10:

Избежать неприятного опыта с покупками в Интернет-магазинах можно, придерживаясь нескольких правил: проверьте «черный список», читайте отзывы в Интернете. Вас должна насторожить слишком низкая цена товара, отсутствие фактического адреса и телефона продавца на сайте, стопроцентная предоплата.

Пункт 11:

Для защиты компьютера от вирусов установите специальные для этого программы и периодически обновляйте их. Объясните ребенку, что нельзя сохранять на компьютере неизвестные файлы, переходить по ссылкам от незнакомцев, запускать неизвестные файлы с расширением *exe, так как большая вероятность, что эти файлы могут оказаться вирусом или трояном.

ГЛОССАРИЙ

Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции. Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.

Медиаграмотность – грамотное использование инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет.

Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества.

Согласно российскому законодательству, информационная безопасность (медиабезопасность) детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе - распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Интернет-зависимость (как вид нехимичесокой зависимости) – это навязчивая потребность в использовании Интернета, сопровождающаяся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. Патология проявляется в разрушении обычного образа жизни, смене жизненных ориентиров, проявлении депрессии, нарастании социальной изоляции. Происходит социальная дезадаптация, нарушаются значимые общественные связи.

Гэмблинг (игромания) - патологическая склонность к азартным играм. Заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.

Виктимизация детей – это процесс функционального воздействия насильственных отношений на ребенка, в результате чего ребенок превращается в жертву насилия, т.е. приобретает виктимные физические, психологические и социальные черты и признаки. Обычно «виктимизацию» определяют как действия, предпринятые одним человеком или несколькими людьми с намерением воздействовать, дискриминировать, нанести физический ущерб или причинить психологическую боль другому человеку.

Киберпреступления – формы: от мошеннических махинаций и нарушений авторских прав до распространения детской порнографии, пропаганды педофилии, торговли детьми.

Киднеппинг (от англ. kidnap «похищать») — противоправные умышленные действия, направленные на тайный или открытый, либо с помощью обмана, захват человека, изъятие его из естественной микросоциальной среды, перемещение с его места жительства с последующим удержанием помимо его воли в другом месте. Большей частью совершается из корыстных побуждений и имеет целью получение выкупа от родственников или близких к похищенному лиц, а также принуждение этих лиц к выполнению необходимых для похитителей действий.

Кибербуллинг – нападение с целью нанесения психологического вреда, которое осуществляется через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на веб-сайтах, а также посредством мобильной связи.

Виды кибербуллинга:

Киберпреследование – скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.

Хеппислеппинг (Happy Slapping – счастливое хлопанье, радостное избиение) – видеоролики с записями реальных сцен насилия.

Кибервандализм – хулиганство в Сети.

Суицид, самоубийство, (от лат. sui caedere — убивать себя) — целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное, и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей).

Буллицид – доведение до самоубийства путем психологического насилия.

Спам (англ. spam) — массовая рассылка коммерческой, политической и иной рекламы или иного вида сообщений (информации) лицам, не выражавшим желания их получать.

Троян - вредоносная программа, распространяемая людьми. В отличие от вирусов и червей, которые распространяются самопроизвольно.

Фишинг - вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Это достигается путём проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени банков , сервисов (Rambler, Mail.ru) или внутри социальных сетей (Facebook, Вконтакте, Одноклассники.ru). В письме часто содержится прямая ссылка на сайт, внешне неотличимый от настоящего, либо на сайт с редиректом. После того, как пользователь попадает на поддельную страницу, мошенники пытаются различными психологическими приёмами побудить пользователя ввести на поддельной странице свои логин и пароль, которые он использует для доступа к определенному сайту, что позволяет мошенникам получить доступ к аккаунтам и банковским счетам.


Соседние подразделы:
Педагогам
Выпускникам!
Скоро в школу!
"Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться," — считал детский психолог Л. А. Венгер....
Учащимся
Родителям
"Ребёнок учится тому,Что видит у себя в дому,Родители пример ему......
Уголок правовых знаний
Памятки и информация для детей и родителей
Профильное сопровождение
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении
Путеводитель по самостоятельной жизни
СПИСОК мест запрещенных для посещения несовершеннолетними
Школа активного гражданина
ГОД МАЛОЙ РОДИНЫ
Виртуальный музей чернобыльской катастрофы